Содержание
Давеча на рыбалке возник интересный случай: ловлю хищника спиннингом на реке. Поклевки чуть ли не на каждом забросе, окунь с судаком радуют своей активностью. Однако у соседнего рыбака полный штиль. Решил присмотреться и понять, почему происходит такая ситуация. Сначала думал, что дело в приманке или неудачной подаче. На деле же оказалось, что все намного проще...
Как бы не старался сосед докинуть до рыбы, у него не получалось. Хотя, веса использовали примерно одинаковые, да и в самой технике явных ошибок не наблюдалось. Значит причина очевидна - неправильно намотан плетеный шнур. В общем, завел я с ним беседу, посмотрел на катушку и убедился, что моя теория верна: расстояние между плетью и верхним краем шпули гигантское. К тому же, все было в сплошных бугорках и провалинах. Именно тогда у меня и появилась эта идея, собрать материал и написать на данную тему небольшую статью, адресованную новичкам. Я и сам, собственно, начинающий рыболов, но любопытный!
Как правильно намотать леску или шнур на безынерционную катушку спиннинга
Прежде чем вы соберетесь делать намотку лески или плетеного шнура на катушку, нужно определиться, какой тип укладки вам нужен. От этого выбора зависят такие параметры, как: вероятность сброса петель (причина возникновения “бороды”) и максимально возможная дальность заброса. Так уж сложилось, что их всего три вида, предлагаю каждому уделить внимание.
Укладка шнура «обратным конусом»
Говорят, что данный способ укладки в последнее время считается наиболее распространенным среди опытных спиннингистов. Так это или нет, увидим на водоемах, однако данной форме укладки стоит отдать должное, вероятность появления бороды действительно уменьшается. А заплатить нам за такую роскошь придется дальностью заброса. Если катушка не из дешевых, то благодаря качественной полированной шпуле и прочим технологиям, которыми напичкана катушка, плата будет не столь высока.
Такой эффект достигается за счет уменьшения шага намотки к борту шпули. Обратите внимание на фотографию. Вероятно вы уже встречали такую форму.
Укладка шнура «простым конусом»
В предыдущем случае мы уменьшали вероятность появления бороды и жертвовали дальностью заброса. А сейчас мы сделаем все строго наоборот. При такой укладке, когда шаг намотки увеличивается от верхнего края шпули к основанию, наш заброс в теории может быть дальше на 15%, разумеется, это приблизительные расчеты. И, пожалуй, комфортно пользоваться таким преимуществом можно только в случае идеальной намотке, и при выполнении остальных требований, которые минимизируют возможность сброса петель.
“Цилиндрическая” укладка шнура
При покупке новой катушки, с завода, скорее всего она будет настроена именно на цилиндрическую форму, т.е. прямую, с равномерным шагом от верхнего края шпули до ее основания. Пожалуй, это отличный компромисс между дальностью заброса и возможностью “поймать бороду”. Не знаю, почему многие пишут, что “обратный конус” считается самым популярным. Как мне кажется, именно “цилиндр” должен занимать верхнюю строчку чарта.
Как изменить тип укладки лески или шнура
Собственно, теперь мы знаем, чем отличаются друг от друга виды укладок, их преимущества и недостатки, и можем остановиться на том варианте, который больше подходит. Т.е сделать акцент на дальность заброса или уменьшить вероятность “поймать бороду”, или же вообще, остановиться на золотой середине.
Чтобы получить тот или иной вид укладки, достаточно добавить или убрать со штока регулировочную шайбочку (иногда даже несколько). Обычно в комплекте идет от 3 до 5 таких штучек. Чтобы понять, как настроена ваша катушка изначально, необходимо сделать первую намотку.
Наверняка к вашей катушке идет какая-то инструкция, в которой все понятно нарисовано. И, конечно же, с первого раза вряд ли получится добиться нужного результата. Потому что каждая катушка уникальна, придется поэкспериментировать с количеством регулировочных шайб, перематывая плетеную леску раз 5, пока не придете к своему идеалу.
Как намотать леску или шнур на катушку
Итак, мы выбрали один из видов укладок, настроили шпулю, как нужно, и теперь осталось правильно намотать. И прежде, чем мы приступим к делу, хотелось бы подметить некоторые фундаментально важные моменты: намотка должна быть плотной, без провисаний, бугорков и впадин. Иначе “бороды” не избежать, а с ней, как известно, рыбалка превращается из отдыха в мучение. А если еще и плетенка дорогая, то становится вовсе не до шуток.
Бэкинг. Что это такое и для чего он нужен?
Настало время сказать пару слов про бэкинг (подмотку). Для более дальнего заброса, необходимо, чтобы шнур был намотан почти под самый бортик шпули. Достаточно оставить расстояние 1 - 1.5 мм, чтобы не было сбросов. В качестве подмотки обычно используют старую плетенку или леску схожую по диаметру с основной. Если таковых не имеется, можно купить в самом дешевом ценовом диапазоне. В конце концов, на бэкинг вам не рыбачить, так что качество здесь играет самую последнюю роль.
Еще говорят, что применяют изоленту. Однако, я к такой альтернативе отношусь скептически по одной простой причине, видел, что происходит с такими материалами в жару. А вот швейная нитка наоборот, весьма интересный вариант, имеет признание среди многих рыбаков. Ну что, перейдем уже наконец-то к сути?
Итак, давай по порядку. Что нам понадобится для намотки шнура на катушку:
- Сама катушка и основная плетенка или леска;
- Запасная шпуля (есть таковая имеется);
- Томик “Война и мир” (неважно, какой по счету);
- Бэкинг (подмотка: швейная нить, леска, шнур);
- Товарищ или тазик, но лучше все-таки товарищ;
- Терпение.
Если все вышеперечисленное в наличии, то можно приступать. Однако прежде всего хочется уделить внимание следующему моменту - как привязать леску к катушке. Так уж получилось, что без этого крепления ничего хорошего точно не получится.
В дорогих катушках, у некоторых производителей, имеется специальное углубление на рабочей поверхности шпули, куда можно легко зацепить шнур и продолжить намотку. Но это скорее исключение, чем правило, потому что на большинстве моделей такой возможности нет, поэтому придется привязывать по старинке. Да так, чтобы плетенка не скользила, а относительно плотно держалась. Пожалуй, это единственное требование к узлу.
Посмотрите на фото, здесь изображена схема. Должно быть все понятно, и самое главное - надежно. Я предпочитаю верхний узел, так уж повелось.
Предположим, что мы привязали основную леску к шпуле. Далее мы достаем “Войну и мир” (ну или любую другую толстую книжку), открываем где-нибудь в середине и кладем леску между страниц. Благополучно закрываем чтиво и переходим к следующему этапу. Кстати, книжка нужна для того, чтобы леска или шнур наматывались под равномерным натяжением. Еще можно прижать плеть пальцем к удилищу, только не забудьте намочить тряпочку, чтобы не повредить кожу.
Если рядом с вами есть товарищ, можно попросить его подержать бобину, в аккурат напротив катушки, в одной плоскости с направлением схода лески (зазеркалить). Так мы сможем избежать чрезмерного закручивания, которое впоследствии может превратиться в “бороду”. Шнур просто перекрутится до критического значения и фиаско неминуемо случится, вопрос времени.
А вот если товарища нет, подойдет какая нибудь емкость, тазик или глубокая чашка. Просто положите туда бобину и она не будет выпрыгивать, не давая вам сделать нормальную намотку. Не так удобно, конечно, как с помощью друга, но справиться можно!
Итак, теперь все готово, чтобы приступить именно к самой намотке. Леска (или плеть) под натяжением, бобина тоже зафиксирована, начинаем крутить катушку. Как только основная леска закончится, нужно привязать к ней бэкинг и наматывать до тех пор, пока до края шпуля не останется 1 - 2 мм. Если все получится ровно и вас устраивает тип укладки, перематываем получившееся обратно на запасную шпулю. Однако, все узелки желательно прятать уже у самых бортиков, чтобы они нигде не выступали, имею в виду соединение бэкинга с основной намоткой. Ведь мы делаем “на чистовик”.
В случае, если запасной шпули нет, придется повозиться подольше. И сам принцип немного меняется. Мы также привязываем к шпуле основную леску или шнур, наматываем до конца (пока не кончится), и добиваем остальную емкость катушки бэкингом. Далее мы сматываем бэкинг отдельно на одну бобину, леску или шнур на другую. И только после этого мы вновь крепим подмотку к шпуле, и к ней привязываем аккуратно основную леску. Используя данную схему мы с первого раза безошибочно определим нужное количество бэкинга и наша намотка будет под самый край шпули.
Видео для новичков
Рассказать словами - хорошо, а показать - лучше. Смотрите какое видео нашел. Целых ТРИ способа, как намотать леску на катушку.
А вот тут целых ПЯТЬ вариантов того, как привязать леску к катушке. Пять вариантов узлов, в смысле.
Друзья, пожалуй, на этом все. Рассказал, что знал про намотку и укладки! Еще можно было бы упомянуть инерционные катушки и мультипликаторные, но я уделю этому отдельное внимание и напишу про это позже. Если я что-то забыл указать, напишите об этом в комментариях! А также добавляйте свои способы, как это делаете вы.
Использую катушки только с задней ручкой тормоза. Вот как там шайбу поместить надо придумывать. Скорее всего, что-то разъемное надо.