Прочитал отчет Якута про осетра. Это, конечно, рыба. Вспомнилось своё. У меня тоже был, поменьше, чем Ленский, зато наш, Обской. Теперь уже можно рассказать – за давностью лет. Нам тогда лицензий не продавали: нельзя, и всё. Штрафы были немалые, да и шерстили, не то, что сейчас. Не припомню ни одной рыбалки в низовьях, чтобы не наведались «гости» из рыбоохраны. Экстрима это обстоятельство рыбалке тоже добавляло. Однако браконьерили все, кто на Оби рыбачил, в том числе и по осетру («шершавый» звался). Вместо принципа «поймал – отпустил», работало «поймал – съел».
В те времена, в 80-е, недалеко от Батурино свояк, всё лето мотавшийся по Оби на Сарепте, обнаружил уникальное местечко. Это повыше начала протоки Симан. Выше и ниже того места берега для рыбалки были непригодны (лес), а тут – пляж, фарватер уходит к противоположному берегу, значит, обратка и еще ниже – затишок на отмели, за которой – старый фарватер, идущий в Симан. Кидать закидушки недалеко, и их не сносит. Ещё, самое главное, упавшее в воду дерево, как раз в месте отхода течения от берега. За несколько лет оно лишилось кроны, остался только огромный ствол, за которым вымыло глубоченную яму. Вот сюда мы и ездили много лет после той первой рыбалки. И в отпуске на недельку-другую, и на выходные, и вдвоём-втроём на машине, и огромной сборной компанией (кто на лодке, кто на машине).
Не буду подробно останавливаться на том, как мы «проторяли» туда дорогу в первый раз. Как в потемках прозевали сверток на Вьюны и упилили на север, где на кочках сбили глушак у батиного «Запора» и пугали ночью жителей тех деревень ревом мотора. Как заночевали втроём в этой машинке где-то под Бояркой. Как долговязый брат жены (помоложе, модный, в джинсах) всю дорогу стонал с заднего сиденья: «Ой, ноги, мои ноги…», а позже: «Ой, яйца, мои яйца…». Как искали в тайге один-единственный правильный проезд на то место, засеченное свояком с лодки. Это – «отдельная песня». Короче, прибыли на место уже после обеда следующего дня.
Ура! Кто что, а я завсегда первым делом – за мальками. С детства-то ловил спиннингом, а когда судак акклиматизировался и массово расплодился, и резко упало поголовья окуня в Обском море (а лов в Караканском заливе окуня под чайками – была моя самая азартная спиннинговая рыбалка), я, не умея ловить судака на спиннинг, стал рыбачить на малька. И достиг совершенства в ловле самого этого малька тоже....
Ну вот, готово, канн с мальками в воде. Теперь – поиск бровок закидушками. Эту науку тоже постиг, когда нашёл рыбалку на Оби более интересной, чем на море. Готово! Вот и первые судачки, окушки, стерлядки, чушь, разводяжка…. И… дождь. Всю ночь….
Наутро дождь поутих, дела пошли веселее, появился прибывший на «Ракете» ещё один наш рыбачек… Мне наскучило таскать «мелочь» на отмели и, взяв одну из сипинниговых донок, я пошел повыше, к тому самому бревну. Там и нашел ту самую яму всего-то в 10 метрах от берега. Забросил, считаю… считаю… вот и дно (18 секунд!). Тихонько протягиваю по дну на себя, легко идет, ещё подтянул, легко, ещё… воооот она, бровочка. Втыкаю рогульки, ставлю спиннинг, вешаю колокольчик.… Закуриваю…. Дождь перестал совсем, ни ветерка. Обь серая, но абсолютно гладкая. Тишина. Только колокольчики побрякивают - у наших дело идет…. «Куда ты ушёл,- кричат, - здесь клюет!»
Но я-то другое ищу…. Колокольчик вздрогнул, потяжка, ещё одна, подсечка, короткая борьба, и приличный судак, за кило, у меня в руках! Поднимаю, показываю: «Вот что здесь, не то что ваша мелюзга!». Насаживаю малька и всё по новой, туда же … вот и бровка. Опять тишина, минут 10…. Опять поклевка, потяжка, подсечка и…. спиннинг в дугу (а леска та ещё, «клинская» 0,5 мм – по-моему, кил 7,5 держала), катушку («Невскую») торможу большим пальцем, а оно прёт. Первая мысль – корягу течением несет…. Однако «коряга» начинает подниматься и идти уже против течения, причем туда, направо, на фарватер. Прёт и прёт! Но вот и потише, спиннинг немного выпрямляется, катушку останавливаю…. И тут – леска идет вверх, и из воды во весь рост вылетает ОН! Ну, ясно, что за коряга! От меня метров 50 - 60, вот это размотал! Народ в панике. Бегут ко мне, а свояк, он по шершавым самый опытный, быстрее всех, и только орёт: «Не давай слабины, е…твою мать!, не давай слабины, ё…твою мать!....». А какой тут слабины? О форсаже с такой леской и речи нет. Тяну, насколько он мне это позволяет, медленно получается. Но я спокоен, абсолютно спокоен. В такие минуты эмоции, как бы, на нуле, только мозги командуют: быстрее… медленнее… вправо…. влево…. А он ходит: туда…сюда…, но всё ближе, ближе… и, вдруг, резко куда-то вниз…ага, в «родную» яму…. Захожу в воду, на мель, а она здесь всего-то метра три, дальше обрыв. Тяну уже вертикально, ближе…., ближе…. Леска резко ослабевает, бешено верчу катушку, и вот он, вылетает из воды буквально передо мной, белобрюхий здоровяк, пасть раскрыта, торчит хоботом. «Отдаю» ему спиннинг, сопровождая падение, и одним движением вытаскиваю его за себя на мель. Мужики запрыгивают в воду, и мы все, кто руками, кто ногами выкатываем его на песок, прижимаем…. Я выковыриваю крючок, встаю. Ба…., а руки-то трясутся! Пока тащил – нормально, а сейчас - не могу успокоиться, уже не до рыбалки. Пока мужики его прячут, развожу спирт, пару раз прикладываемся…. Прихожу в сознание…. Вот оно, рыбацкое счастье! Счастье, которое ничто и никто не может омрачить!
Ни рыбнадзор, который при обыске «Запора» так и не нашел спрятанного в заднее сиденье осетра, ни обратная дорога, размытая дождем, по которой мы километров 20 тащили «Запор» практически на руках, ни ужасающий рёв мотора, особенно уже в городе, когда, проезжая мимо гаишников, я сбрасывал газ…
Главное, что был ОН. И пусть я не дотянул до рекорда моего дядьки, поймавшего в Дубровино осетра на 17 кг, этот, ростом 112 см и весом 10 кг – мой осетр, потому и помню всё в мельчайших подробностях.
PS: Три года назад прокатились «по местам боевой славы». Сейчас никакой грязи - асфальт! Однако лесную дорожку к заветному месту, которую помню наизусть, не нашли, вернулись к устью Уени. Заночевали и порыбачили там. Утром не выдержали - пошли искать по берегу. Дошли аж до начала Симана – нет того места. Обратно, ещё внимательнее, ориентируясь по изгибу берега, все-таки нашли. То место, да не то. Пляжа нет – весь зарос тальником. И бывшую дорогу нашли, тоже вся заросла. Решили вернуться по ней. А вот и причина запустения – недалеко от полянки, с которой эта дорога начиналась, лежит поперек толстенное дерево: не объехать. Пожалуй, длины «Дружбы-2» не хватит….
по ловле на резинку. одни называют это песком, другие косой, третьи - камушки. сам не был - рыбачу на входе гусиной протоки и выше.
в каком году это было?
Мальки: 1) Орудие. Небольшой бредешок (3 х 1м) из капроновой сетки (самая простая без рисунка тюль) в виде трапеции (по верхнему краю вяжется 2-4 узла) по углам тоже вяжутся узлы (все узлы простые одинарные). За угловые узлы привязываются капроновые веревочки, которые, в свою очередь - к прямым палкам: одна покороче, другая подлиннее (длина подбирается так, чтобы было удобно).
2) Лов. Пример на левом берегу. Выслеживаешь (можно в нескольких местах прикормить) стаю мальков, медленно заходишь в воду выше по течению и со скоростью течения приближаешся к стае, держа бредешок перед собой. Палки сведены вместе, та, которая длинее - в сторону глубины, в правой руке. Дойдя до стаи, делаешь бросок более длинной палкой вдоль берега, отрезая стаю от глубины, и, сразу же, к берегу, как бы окружая стаю справа. Стая шарахается влево - ты пугаешь её левой палкой, резко выбрасывая её вперед к берегу, стая вправо - ты правой, и так, работая то правой, то левой рукой, вывозишь стаю на берег, ни в коем случае не отрывая бредень ото дна - это критично на любой стадии, большинство мальков убегает под бредень. Трапециевидная форма бредня позволяет завести его нижнюю часть под стаю и хорошо контролировать весь процесс (палки держишь не вертикально, а под углом ко дну от себя вперед, и бредень образует что-то в виде кошеля).
3) Насадка. Это, можно сказать, незапатентованное мною решение, к которому пришел не сразу и держал до сих пор в тайне. Аккуратно, приподняв чешую прокалываешь крючком тело между анальным отверстием и хвостом (под позвоночником, не задевая его), выводишь крючок на противоположную сторону, разворачиваешь и, также аккуратно приподнсв чешую, прокалываешь уже над позвоночником где-то под спинным плавником, то есть в обратную сторону. Малек при таком хвате держится как бы за позвоночник, но через прослойку мяса. И сорвать сложно, и глотать не мешает, и малек живет долго, и два-три заброса выдержит. Без поклевки на течении переживает ночь, на море - и того дольше.
Ну и хранение. Конечно в кане (у меня был дюралевый уплощенный 10-литровый котелок с крышкой, в которой я насверлил чуть ли не тысячу отверстий), а на насадку периодически набираешь партиями в любой небольшой сосуд.
Удачи!
И поторопись, скоро ловлю на живого малька запретят.
Принципы гуманизма, принятые в Европе, наши гуманоиды (законотворцы) по-обезьяньи внедряют в нашу жизнь, минуя стадию здорового прагматизма. В самой прагматичной стране (США), которая является локомотивом мировой экономики, и которая за своего гражданина "перегрызёт глотку" любому, практикуется смертная казнь, а в рефлексирующей гуманной Европе - нет. Мы копируем - у нас мораторий на это дело. В США живые мальки продаются в рыболовных магазинах, в гуманной Европе - запрет, рыбачат на мертвую рыбку (сначала убивают, потом рыбачат - ну не бред?)
Так что, скопируем, будь уверен.
ЗЫ. Только вот гастрономического преимущества ОСЕТРА перед другими рыбами я не обнаружил. Соленый осетр не вкуснее горбуши.
Это понятно, так как молодь осетровых не накапливает столько жира в мясе, как взрослые особи. Поэтому килограммовая (взрослая) стерлядка (и, возможно, горбуша) гораздо вкуснее 4-х килограммового кастрюка (подростка). Горбушу я не солю, солю гольца (если есть 1,5 - 2 кг) и кижуча (тоже побольше килограмма). Сравнивать осетрину и лосося по принципу "лучше - хуже" я бы не стал - они разные.
А дорожку на Симан знаю - она начинается с той же полянки, на несколько метров левее "нашей" дорожки. В 2003-м несколько раз проехали по ней туда-суда. Выходы к воде там, где мы были, обрывистые - небольшие полянки среди деревьев. Интересно, а подальше пески есть?
Совершенно разные и способы засолки. Не жирный кастрюк будет вкусен если его засолить самым простейшим способом (сырым). Гострономические порции (у кого какие значения не имеет) рядами в кастрюлю и соль. Все это прижимаешь приличным по весу гнетом и солишь до готовности. Там выделится сок (тузлук) в нем она и солится. Тузлук не сливать. Достал пару косков и снова закрыл. Кусочки там как спресованные, крепкие и вкусные получаются. (Это для тех кому интересно).