А чё дома делать?
Ф. Конюхов
За окном лютует крещенский мороз и все затянуто туманной дымкой. Столбик градусника скатился к отметке -36°С. Синички в две очереди порхают около кормушки. Одни ныряют в нее за семечками, другие рядом долбят кусочки сала. А дома пышет жаром батарея и в кресле умиротворенно урчит кошка. С кружкой горячего чая я расслабленно плаваю по сайтам, пытаясь найти, что-нибудь интересное. Телефонный звонок вытаскивает меня из интернетовского болота и возвращает в реальность. Звонит Иваныч, мой старый товарищ из Омска:
- Привет,
- Привет,
- Ну, что когда и куда едем?
Вот и появилось занятие. Пора готовить очередное путешествие. Достаю атлас и начинаю прикидывать различные варианты новой поездки. Это процесс долгий и для меня интересный. Люблю я это дело.
Два месяца подготовки пролетели быстро – подбор команды единомышленников, переписка-консультации со знакомыми из Монголии, ревизия снаряжения и прочие, и прочие, и прочие действия во время подготовки поездки. Особое внимание к картографии маршрута и ее изучение. Дорожная обстановка в Монголии сложная. Дороги разбегаются во всех направлениях, как резвые тараканы и повернуть не туда, куда тебе надо там можно запросто. Главная задача - выбрать единственно верную дорогу. Надо твердо усвоить - умение читать топографическую карту важнее системы спутниковой навигации, современные технологии только дополняют уверенность. Заблуждение - рассчитывать проехать к нужной точке по "вбитым" координатам GPS без владения знаний топографии.
Все собрано и готово. Путешествие началось. Перегон по Чуйскому тракту до Кош-Агача, ночевка в гостевом доме и переезд в Ташанту, где расположен погран-переход в Монголию.
Граница. Перевал Дурбэт Даба(2481м). Памятная стелла на государственной границе России.
Пограничник разрешает выйти из машины и сфотографироваться.
Проходим границу в Монголии на переходе Цааганнур. Через 20 км от Цааганнура начинается асфальт и мы попадаем в сильнейшую пыльную бурю. Видимости, практически нет. Движемся со скоростью 5 км\час, иногда приходится останавливаться. Как сказал один из участников поездки: "Есть растения Перекати поле, а здесь я вижу Перекати-камень".
На подъезде к Улгею ветер стихает. Получаем разрешения на рыбалку и выезжаем дальше. Нас ждет озеро.
Вид с перевала Хара-Гобийн-Даба (2609 м) в сторону Толбо.
Вид с перевала Хара-Гобийн-Даба (2609 м) по ходу движения.
На закате взбираемся на безымянный перевал 2807 м, ведущий к озеру.
В сумерках по узкому и заснеженному ущелью спускаемся с перевала в долину озера.
В правой части снимка просматривается начало озера.
Решаем по темноте лагерь не ставить и ночевать в машинах. Разгружаем багажники, устраиваем лежанки и заваливаемся спать. К такому варианту ночевки мы были готовы заранее.
Утро.
Утром ставим лагерь, завтракаем и отправляемся на лед.
Озеро , высота над уровнем моря 2576 м.
Яркое солнце и низко висящие облака.
Монгольский большеротый осман. Выглядит так, будто побывал в коптилке.
К нам на лед и в лагерь постоянно приходили в гости местные пастухи.
На берегу озера, на небольшом возвышении расположился некрополь.
Через несколько дней мы переехали на соседнее озеро (2665 м). На дальнем плане вершина 3868 м.
На промороженных высокогорных озерах толщина льда достигает полутора метров и больше.
С гор постоянно мела снежная поземка.
Яки - обитатели местных пастбищ.
Высокогорье Монголии. По этим горам проходит граница с Китаем, а за ними лежит исток Иртыша.
26-31 марта 2018 г.
PS
Мне задают вопрос: "Почему салам алейкум, а не самбайно? Не перепутал ли я?"
Нет, не перепутал.
Улгий, в переводе с монгольского "колыбель", хотя навеяно это название было казахским "ульке" - "край, земля". Город был основан в 1940 году при учреждении аймака Баян-Улгий, название которого в свою очередь восходит к казахскому Бай-Ульке: Богатый край. Казахи пришли сюда в 1860-х годах из Синьцзяна, спасаясь от тамошних смут, и Монгольский Алтай оказался для них скотоводческим раем.
При этом монголов и ойратов в Баян-Улгие 5% населения, и то в основном чиновники и управляющие Урянхайцы - второй по величине народ Баян-Улгия, составляющий 7% его населения. Остальное и основное население Баян-Улгийского аймака составляют казахи и приветствуют они друг друга словами салам алейкум. Но это тоже Монголия.
Нет, не перепутал.
Улгий, в переводе с монгольского "колыбель", хотя навеяно это название было казахским "ульке" - "край, земля". Город был основан в 1940 году при учреждении аймака Баян-Улгий, название которого в свою очередь восходит к казахскмоу Бай-Ульке: Богатый край. Казахи пришли сюда в 1860-х годах из Синьцзяна, спасаясь от тамошних смут, и Монгольский Алтай оказался для них скотоводческим раем.
При этом монголов и ойратов в Баян-Улгие 5% населения, и то в основном чиновники и управляющие Урянхайцы - второй по величине народ Баян-Улгия, составляющий 7% его населения. Остальное и основное население Баян-Улгийского аймака составляют казахи.
На самам деле мы в Ульгии уже были раз 5-6, но вот как там здороваются, не обращала внимания. Надеюсь, в этот раз узнаю)