Написать эту небольшую заметку на тему моторного масла меня подвиг, в свое время, разброс мнений в сети по данной проблеме и наличие кое-какого собственного опыта в этом непростом и многоплановом вопросе.
Забегая вперед, скажу, что не претендую на истину в последней инстанции, и главное, не назову ни одной торговой марки во избежание обвинений в предвзятости и ангажированности, тем более.
Речь пойдет о моторных маслах для двухтактных лодочных моторов.
Изначально говоря: времена сейчас непростые, средств лишних ни у кого нет, приходится экономить. Спрашивается, а можно ли экономить на таком важном моменте в современной рыбалке, как масло для топливной смеси? Многие, наверняка, попадали в ситуации, когда «вдали от жен» лодочный двигатель внезапно глох, а хуже того и не хотел потом заводиться. Ситуация банальная: забило копотью свечи – от плохого бензина ли, от неподходящего масла или. Лечение – замена свечей, и дальше в путь!
Но такая ситуация может оказаться совсем не смешной, если мотор глохнет в шторм посреди водохранилища или замирает на порогах таежной реки. Становится совсем не смешно! Некоторые начинают тут же проситься в гальюн. Это не шутка. То есть, к качеству топлива и масла для лодочного двигателя надо относиться с максимальным вниманием.
Сейчас двигатели в основном импортные и очень надежные (ведущих марок), и испортить их может, кроме небрежной эксплуатации, только некачественное масло или бензин.
Про бензин опустим, поговорим за масло.
Умные люди скажут: бери самое дорогое в спецмагазинах - и будет тебе счастье. Но… но не все так просто, особенно сейчас, в кризис. Для пояснения своей мысли расскажу небольшую историю из практики.
Была у меня в 90-х годах «Волга» - машина советских директоров, мечта героя из фильма «Служебный роман». Любил я её, как Одиссей Пенелопу. Денег на неё не жалел, покупал все самое лучшее. Масло брал очень дорогое, одной очень известной мировой торговой марки.
Брал и брал. И вот пришло время, и механики мне говорят: надо капиталить двигатель. Разобрали, и к моему стыду при всех стали укорять: "Ты какую гадость лил в мотор?! Смотри, всё черное, нагар как в паровозе". Но я-то знал, что покупал самое лучшее масло! Задумался.
Стал при покупке разглядывать масло, нюхать, на свет смотреть. Как-то раз после заливки, посмотрел в баклажку из-под масла и увидел на дне что-то вроде осадочка. Ну, нефть, понятно, органическое соединение, расслоение может быть, подумал. Поговорил с людьми (работал механиком на шахте тогда), понял, что осадков быть в масле не должно. Пошел покупать в другой раз то именитое масло, говорю продавщице: «Дайте чек и две канистры сразу. Если масло с осадком будет – вернете мне деньги». Продавшица бурно возмутилась: «Молодой человек, в нашем престижном магазине все самое лучшее и т.д.». Я спорить не стал. Пришел в гараж, вылил масло в мотор, увидел осадок в канистре и сразу поехал назад в магазин. Принес чек, пустую баклажку и нераспечатанную канистру. Продавщица кинулась возражать, но я предложил открыть при ней вторую канистру и проверить наличие осадка при свидетелях. И - дамочка сдалась! И вернула мне деньги за две емкости масла. Инцидент был исчерпан. А я стал думать, каким маслом кормить своих «коней». Погрузился в расспросы, журналы, проспекты, обзоры – и понял: все масла примерно хороши, если они натуральные, а не поддельные.
Стал покупать масло для своей машины одной марки на одноименной же заправке. Лил только его. Сменил три машины за шесть лет. Коляски бегали ё-моё! Заводились в любой мороз, не дымили, не коптили, горючку «не жрали». А напарник, вопреки моим советам, тратил немалые гроши на эксклюзив, и я совсем не удивился, когда ему на капиталке автомастер сказал: ты какое гуано лил в мотор?!
Вывод вы поняли сами. Пропуская мимо еще несколько примеров из своей практики на данную тему, перейду к заключению. Испытывая необходимость экономить бюджет, ныне беру для лодки очень недорогое (а потому еще наверно, и не поддельное) отечественное масло для 2-тактных «горшков». В самый первый раз по результатам недельной поездки на рыбалку, а в день я тратил в среднем 30 литров горючего, остался маслом очень доволен. Движок работал много, и в разных режимах, и, если бы масло «козье» было, показал бы "каку" сразу. "Каку" на свечах разумеется. Но все оказалось в порядке!
Теперь покупаю такое масло уже три года подряд – с существенной экономией. И свечи идеально чистые!
Опять же: не называю ни марок, ни типов. Информация, так сказать, к размышлению.
Сделаем резюме – как говорил мой бывший директор, - если финансы поют романсы, выход есть: берите недорогое масло, главное - от надежного производителя. И будет вам счастье!
P.S. Прочитать о других моих рыболовных «хитрушках», а также рассказы и обзоры снастей, можно в моей новой книжке (поиск: Альманах рыболова Дмитрий Форма).
Сколько стоит 1 литр этого масла?
P.s. копоть от троллинга на обкаточной смеси не душит?