Добрый день, уважаемые!
Решил рассказать вам, как я дорабатываю катушки для зимних удочек. Мной двигало в основном желание избавиться от визга катушки при сбрасывании лески в лунку, когда она от биения из-за значительного люфта между катушкой и осью истошно визжит. Я думаю, вы такое на рыбалке слышали или сами испытывали. Проделать изменения с катушками, как я, в состоянии все, кто знаком с инструментом. Раньше катушки были из пластмассы, диаметром оси 4 мм. Посадочное отверстие шпули легко рассверливается до 4,5 мм сверлом по металлу. Единственное условие - не нарушить центровку при рассверливании, это неизбежно приведёт к биению шпули на валу с обязательным трением об корпус. Отличный результат получается рассверливанием руками, без больших оборотов, с зажатым сверлом и вращением катушки руками с прижимом к сверлу, не "болтая" ею при этом. На сверлильном станке должно хорошо получиться. На производстве выточил из бериллевой бронзы (она в паре с металлом даёт наименьшее трение, то есть обеспечивается лучшее скольжение, а корпус катушки при этом с валом не касается) тонкостенные втулочки с шириной 2-3 мм и диаметрами: наружный 4,5 мм, внутренний 4,1. По краям в катушку на эпоксидный клей вставляю эти две втулки, вставляю на ось и конструкция в сборе сутки застывает. Чтобы наглухо не заклеилась на вал, необходимо промазать вал чем-то густым и жирным. Я пользуюсь обычным пластелином. Идеальной соосности добиться можно, и нужно к этому стремиться, но на практике иногда получается небольшое биение, чтобы его компенсировать, ставлю по краям шайбы из латунной фольги. На толщину шайб стачиваю на мелкой шлифовальной бумаге обе стороны катушки. В противном случае катушку прижимной гайкой зажмёт. В конце шкуркой-нулёвкой несколько оборотов прокатываю втулки изнутри с поменьше сверлом для уборки всяких заусенец и остатков смолы, и готово. Эти подшипники скольжения смазываю раза два за сезон мягким графитом. Хорошо подходит грифель карандаша М4, истолчённый. Катушка вращается исключительно хорошо, блесна, самая мелкая, утаскивает леску в воду сама. Со временем пластмассовые катушки покололись на ножках. Похоже, всё стареет, и пластмасса устаёт. Теперь катушки пошли с валом на 5 мм, такие прозрачные, розового, салатового цветов. Мои втулки уже к ним не подходят. И я сейчас не имею возможности токарить. Нашёл такой выход. В старые времена ещё были заготовлены спиралевые пружины от всевозможных приборов. Планировал использовать их в качестве сторожков к мормышечной снасти. Они собственно как раз из бериллевой бронзы. Отпустил я одну на газе, нагрев до фиолетового цвета и остудив на воздухе. Важно - не перегреть, твёрдость упадёт. Конец режу под углом 45 градусов, обхватываю вал, отмечаю место стыка, процарапав отметки. Отрезаю так же под углом. Стык под углом даёт качественное последующее вращение катушки. Если бы под прямым углом, то примерно было бы, как вагоны стучат на стыках рельсов. Нужно помнить, эти катушки из оргстекла, и материал хрупкий. Сверло взял 5,3 мм, потому что толщина спирали небольшая. Очень аккуратно нужно рассверливать, не прилагая усилия и биения при вращении. Чуть перекос, сразу края колются! Дальше технология такая же, как и со втулками. Таких катушек у меня 5 штук, на всю семью. Работают отлично. Пока собирал, несколько вес облегчил. Все металлические гайки и винт с трещётки выкинул, заменил на самодельные пластмассовые. Вместо винта - пластмассовый вал со шляпкой приклеил на дихлорэтан (или можно клей) в сквозное отверстие корпуса. Скобу с трещётки заменил на титан. Место стороны скобы, с которым катушка трещит, скруглил надфилем и гладко нулёвкой (только не трогать сторону тормоза!). Ослабил растяжением пружину. Острый угол места фиксации тормоза вывел на прямой угол для быстрого сброса тормоза. Отрезал одну ручку, вторую чуть укоротил. Теперь катушка трещит мягко, еле слышно. Доработанная катушка на фото на моей странице. Расписал всё подробно, думаю, что должно быть всё понятно. Я делал всё это дома без станков, только руками. Кто хочет повторить, обязательно высоко оценит результаты своего труда. Дерзайте!
ещё- бы фото