С 2015 года компания SHIMANO значительно пересмотрела концепцию защиты безынерционных катушек от грязи и воды (аплодировать стоя).
Вот один из рекламных тезисов: -«Система уплотнителей Core Protect защищает внутренние механизмы катушки от попадания в них влаги и грязи…»
Оно конечно дело-то нужное, но дай дураку стеклянную катану….
Изменения, которые коснулись обгонной муфты, мне понравились далеко не все. Сама муфта стала меньше. Герметичность конечно на уровне – прокладки, пыльники – все дела. И если вопросы по надежности новой «обгонки» проясняться только со временем и в процессе эксплуатации, то отказ от переключателя стопора «обгонки», для того чтобы обеспечить герметичность, это глупость! Принести в жертву одну необходимую функцию ради совершенствования другой – решение политика, но не инженера.
Дальше описан мой путь (не самурайский), по решению герметизации некоторых уязвимых узлов катушки. В качестве лабораторных мышей выступали многострадальный Biomaster 2500S и ни в чем не виновный Twin Power 2500S. Первое, что я решил сделать - это усовершенствовать штатное кольца подтормаживателя.
Для начала напомню что это и для чего оно надо….
Зубчатое кольцо подтормаживателя предназначено для мягкой фиксации ротора при открытой дужке лесоукладывателя и защиты от «самосброса» в момент выполнения заброса (см. фото №1).
Конструктивно штатное зубчатое кольцо подтормаживателя изготовлено из черного полиуретана или подобного материала. Довольно жесткого и неустойчивого к воздействию растворителя и бензина (при выполнении ТО промывать кольцо придется с мылом и кисточкой).
Принцип действия кольца – при открытии дужки лесоукладывателя, проволочный рычаг выдвигается из стойки ротора и попадает в промежуток между зубцами подтормаживателя, где и фиксируется. Само кольцо установлено в специальной канавке на корпусе и с некоторым усилием может перемещаться вместе с ротором при открытой дужке лесоукладывателя, вплоть до контакта с клином «автосброса». (Категорически не рекомендую смазывать ни кольцо, ни канавку - смазка наберет грязь).
Модернизированное кольцо подтормаживателя с манжетой и пыльником.
Основное отличие от заводской разработки это материал изделия – качественный двухкомпонентный силикон. В результате кольцо подтормаживателя не проворачивается по канавке, но за счет упругости материала, проволочный рычаг мягко «перекатывается» через зубцы, отдавая в руку отчетливые толчки. Фиксация ротора при этом замечательная. Клин «автосброса» удален за ненадобностью (это не рекомендация, просто я этой функцией не пользуюсь).
Само кольцо, точно такое же, как и в оригинале, но дополнено манжетой и пыльником. Пыльник защищает кольцевой зазор между ротором и корпусом от попадания особо крупных кусков грязи и воды, муфта защищает от тех же напастей область примыкания «обгонки» к корпусу и множественные технологические отверстия. Выполнено единым изделием (см. фото №2 ,№3 и №4).
Результат – узел «обгонки» защищен всего одним элементом, стоимость которого ничтожна, а применение не требует отказа от переключателя, новой конструкции «обгонки», и пригоршни различных уплотнителей. По-моему неплохо!
Грязесъемный колпачок (далее грязесъемник)
Грязесъемник предназначен для очистки рабочей поверхности штока от загрязнений, абразивных частиц и как следствие увеличения срока службы механизма. Полезная вещь!
В Stelle эта шняга давно предусмотрена, в катушках среднего класса 15 года, то же, а вот в twinе и biomaster’e 13-года почему то-нет…. А напрасно. Несмотря на то, что катушка вроде и не экскаватор, но песка под шпулей к концу сезона – хоть дорожки посыпай. И конечно часть этого песка попадает на шток, шток в масле гоняет туда-сюда внутри оголовка ведомой шестерни, песчинки перемалываются и получается отличный абразив. А если добавить чуть-чуть воды, то адская эмульсия может просочиться и внутрь корпуса, где все станет еще веселее. Ладно бы шток из нержавейки как в старые добрые времена (его хоть отполировать можно), но самураи и здесь начудили – шток изготовлен из кремний алюминиевого сплава, с твердым оксидным покрытием. На практике покрытие это не такое уж и твердое. Пара сезонов эксплуатации без должного ТО и в месте контакта штока с устьем ведомой можно наблюдать выработку покрытия. Да что там наблюдать, на ощупь чувствуется. Выглядит это всегда так (см.фото №5).
Дальше выработка на штоке начинает ощутимо «подкусывать» в верхней точке вылета штока и ловить с такой катушкой становится уже неприятно. Решается эта проблема только заменой штока, но если вспомнить что поддержка запчастями осуществляется не более 5 лет с момента снятия модели с производства, то пи-пи-пи- …, и идем покупать новую катушку.
Копеечная деталь могла бы решить эту проблему, - но кому нужны вечные катушки? – подумали японские эффективные менеджеры… Низкий им сука поклон.
Кстати, в катушках 15 года генерации, этот узел изготовлен с использованием аж 4 деталей – сальник, прижимной фланец и два винта. В моем случае элемент только один. Колпачок изготовлен из силикона, и просто надевается на гайку ротора, силы трения вполне достаточно, чтобы колпачок надежно удерживался на гайке, при любых манипуляциях с катушкой.
Никаких ухудшений плавности или длительности свободного хода механизма после установки грязесъемника замечено не было. Субъективно ход стал мягче, но это конечно субъективно.
После сезона эксплуатации вскрытие показало - под ротором песка и грязи нет совсем, шток девственно чистый, следы износа отсутствуют.
В заключении хотелось бы еще раз всплакнуть о былых временах, когда голуби были больше, а японские катушки простыми и надежными.
Чуть только поправлю, поддержка з/ч не пять лет, а десять, после истечения этого срока, только то, что осталось на складах.
Ну и с технологией изготовления действительно хочется познакомиться. Насколько понимаю, это изготовление гипсовой формочки и заливка ее силиконом?
Ждем статью о вживлении рычажка стопора в катушки новой концепции, не зря же вы его упоминули?))