Нестареющая классика. Мухи-нимфухи и ловля "на подъём"

kvs
kvs
2294 Анапа
26 августа 2016, 15:25

Нахлыст с использованием сухой мушки отличается хорошим контролем проводки и заметностью поклёвки. Тем не менее, ловля на мокрую мушку тоже имеет своих приверженцев, в том числе тех, кто не забывает и развивает классику жанра – рыбалку на мушки типа "мягкое пёрышко". 

В целом рыбалка на мокрые мушки, хотя она, возможно, является не столь зрелищной, приносит рыбы большего размера, чем рыбалка на сухие мушки. Основная причина в том, что рыба, особенно, крупная и умудрённая опытом, предпочитает питаться подальше от поверхности. Во-первых, там она в большей безопасности, во-вторых, там больше корма. Действительно, стадии метаморфоза насекомых, всплывающие к поверхности, чтобы вылупиться и улететь, то есть наиболее зрелые нимфы и куколки, составляют значительную долю рациона форели, хариуса, ельца, голавля и многих других видов рыбы (например, в средних реках насекомые на этой стадии развития могут составлять более 90% корма форели). В-третьих, видимость корма на поверхности ограничена зрительным окном, а видимость в толще воды – только её прозрачностью, поэтому в прозрачных водах мокрую мушку рыба видит на большем расстоянии, чем сухую.

История и терминология

Одними из первых мушек типа "мягко пёрышко" были появившиеся на севере Англии и юге Шотландии мушки "северный паучок" (North Country Spider). Наиболее древней мушкой, известной, по мнению некоторых историков нахлыста, с 15-го века, является мушка Orange and Partridge (тогда она называлась "donne fly", а под названием "Orange and Partridge" была описана в 1807 году). Поскольку в отличие от сухих мушек, воротник паучков вяжут из мягкого пера, и они не имеют элементов, изображающих крылья, все они и объединены в большой класс мушек типа "мягкое пёрышко" (Soft Hackle) или "бескрылые мокрые мушки" (Wingless Wets). Отличительной особенностью классических мушек данного типа является также сама конструкция их мягкого перьевого воротничка. Во-первых, он редкий, во-вторых, длина бородок пера может быть гораздо больше "стандартной" (рис. 1А), что создаёт значительное сопротивлению потоку воды при движении мушки, поэтому бородки пера ближе прижимаются к крючку и, вибрируя, распространяют колебания (рис. 1Б).

Рис.1

В середине прошлого века Дж. Лейсенринг ввёл в конструкцию мушек даббинг из натурального меха, что сделало мушки более похожими на нимф водных насекомых. Его ученик и соавтор В. Хайди, чтобы подчеркнуть, что эти мушки являются именно переходной стадией от нимфы к взрослому насекомому, дал им название "flymph" (fly + nymph = flymph). Это можно перевести и как "нимфуха" (переходная стадия от нимфы к мухе).

Ещё одной "веточкой дерева" мушек типа "мягкое пёрышко" являются мушки, связанные в стиле "мягкопёрая" нимфа (Soft Hackled Nymph). Эти мушки изображают незрелых нимф, живущих на дне. Проводку такой мушки осуществляют способом дрейфа у дна, поэтому в отличие от нимфух в их конструкцию вводят груз: обмотку крючка свинцовой проволокой, либо металлические головки: латунные, стальные или вольфрамовые, а в отличие от паучков перьевой воротник делают обильнее и короче. Наличием воротничка, который "оживляет" мушку своими колебаниями, они и отличаются от традиционных нимф.

Прогресс в изучении вариантов селективного питания форели привел к появлению мушек, изображающих стадию уже всплывших нимф и куколок, когда идёт процесс появления взрослой особи в поверхностной плёнке воды. Они представляют собой отдельный класс мушек – эмеджеров (Emergers), которые ни конструктивно, ни способом проводки никак не связаны с нимфухами. Они, однако, связаны тем, что изображают разные стадии одного процесса превращения: а) всплытия нимфы, который демонстрируют нимфухи, и б) появления из нимфы взрослого насекомого, которое имитируют эмеджеры (рис. 2). Путаница иногда возникает из-за того, что насекомые на этих двух стадиях одного процесса называются рыболовами на языке оригинала одним словом – emerger (ранее – emergent nymph), поскольку это слово отражает и всплытие, и появление; а в русском языке такого слова нет.

Рис. 2

Материалы и методы

Традиционно бескрылые мокрые мушки вязали (да и сейчас вяжут) с использованием натурального шёлка. В настоящее время неплохой заменой является нейлоновый шёлк, или нейлоновая нить. То есть тонкое тело паучка можно связать и из монтажной нити (фото 1А). Шёлк, как и некоторые другие материалы, довольно быстро "вычёсывается" шершавыми губами засечённой рыбы. Для укрепления конструкции вязальщики используют ваксу, либо добавляют обмотку тела мягкой проволокой. Последнее создаёт дополнительные элементы аттракции – сегментацию тела и блики отражённого света.

Я часто использую другой способ: после того как мушка готова, хорошо её лакирую. Во-первых, это решает проблему недостаточной прочности, во-вторых, я сразу вижу, какой окончательный оттенок цвета приобретает мушка, поскольку цвет шёлка в воде (мокрого, как и обработанного лаком) отличается от сухого. В-третьих, лак защищает обмотку из светоотражающих элементов, например, из полоски ломаной фольги (фото 2). Наконец, что немаловажно, можно применять не только прозрачный, но и цветной лак (и цветной, разбавленный прозрачным) для тонировки тела мушки с той или иной интенсивностью.

Фото 2

Тело паучков можно сделать и из других материалов: плетёный люрекс (фото 1Б), латексная нить (фото 1В), и даже бисер, кембрик и многое другое. К крючкам специфических требований нет, кроме, пожалуй, того, что эти мушки чаще вяжут небольшими – на крючках №№ 12 – 16.

Воротник мушки традиционно вяжут из мягких перьев курицы, куропатки, вальдшнепа, бекаса, скворца и пр. У имитационных моделей перьевые воротники подбирают по цвету появляющихся крылышек, антенн и ножек всплывающих нимф конкретных насекомых. Плотность оперения, от одного (классика) до 2 – 3 и более оборотов, до сих пор является предметом дискуссий. Противники классики говорят, что уже после первой рыбы мушка может потерять всё оперение и остаться "лысой". На практике я с таким драматическим событием не сталкивался, а потеря даже половины бородок пера никак не сказывается на рабочих качествах мушки.

Более объёмное тело современных нимфух вяжут из натуральных материалов: пера или меха (маски зайца, меха ондатры, крота, белки и другого меха, содержащего остевой волос). Эти материалы быстро намокают и часто захватывают мелкие пузырьки воздуха в момент проникновения в воду. Они смотрятся подобно газовым пузырькам всплывающих к поверхности личинок или пузырькам воздуха ручейников, использующих их для дыхания, когда они забираются в воду для кладки яиц. Этим важным свойством обладают и некоторые новые синтетические материалы, например, Z-Lon (kling-on yarn). На фото 3 представлена нимфуха с пластиковой бусинкой, изображающей пузырёк газа. Более тяжёлые металлические бусинки вводят в тело нимфух, предназначенных для рыбалки на участках реки с относительно быстрым течением в сочетании с большой глубиной. В качестве нимфух могут быть использованы и "мягкопёрые" нимфы, связанные в стиле Beadhead и Goldhead (фото 4, А и Б).

Фото 3

Фото 4

Способ ловли

Многие авторы указывают на то, что рыбалка на эти мушки осуществляется с помощью забросов вниз по течению. Из собственного опыта могу сказать, что не следует ограничивать себя только этим. Ведь задача "ловли на подъём" провести мушку так, чтобы акцентировать процесс её движения от дна к поверхности. А самый простой и естественный способ – это сделать заброс немного против течения и просто сопровождать снос шнура удилищем. Угол заброса зависит от его дальности, силы течения, глубины и должен быть таким, чтобы мушка и конец шнура дрейфовали параллельным курсом в течение времени, достаточного для погружения мушки ко дну. Затем шнур и подлесок распрямляются течением и вытягивают мушку к поверхности (рис. 3).

Рис. 3

Когда забросы осуществляем поперёк и вниз по течению, шнур и подлесок сразу натягиваются током воды и не дают мушке глубоко погрузиться. Значит, нужно сделать так, чтобы мушка "не чувствовала" воздействие сносимого течением шнура в течение времени, необходимого для её погружения. Можно, например, осуществив заброс, разжать пальцы руки, держащей шнур (освободить свес шнура между катушкой и первым кольцом) и резко поднять удилище вверх. В результате получится свес шнура уже перед удилищем, который и нужно "отдавать" течению, плавно опуская удилище к воде. На небольших глубинах и при умеренном течении процедуру можно повторять в течение одной проводки.

Эти два способа заброса и подачи мушки наиболее просты, но приемлемы только на участках реки с относительно однородным течением. Чаще, особенно при дальних забросах, скорость течения в зоне дрейфа шнура отличается от скорости в зоне дрейфа мушки. Для компенсации разности скоростей (в том числе на время погружения мушки) разработано множество видов мендинга, создающих нужную для конкретных условий конфигурацию шнура на воде. Многое зависит от силы течения, его однородности, от глубины, поворотов и многих других условий ловли. Мендинг – отдельная тема.

Во всех случаях доставка мушки ко дну – непременное условие успешной ловли "на подъём". Когда рыбалка происходит на родном водоёме, проблем не возникает. А вот на новом месте с неизвестными глубинами лучше "перестараться" и даже получить пару зацепов, прежде чем освоиться. Для таких случаев я использую мушку, связанную на лёгкой мормышке с относительно крупным крючком (фото 5). Такой "разведчик" быстрее тонет и, даже если будет некоторое время волочиться по дну, имеет меньшую склонность к зацепам благодаря положению крючка жалом вверх.

Фото 5

Поклёвка

Поклёвка на мокрую мушку, конечно, не столь видимое явление, как на сухую, однако отчётливо заметна по изменению движения шнура и иногда даже ощущается рукой (тактильно). Она может произойти на любом этапе проводки и, в зависимости от взаимного положения рыбы и мушки, она проявляется по-разному. Если подлесок ориентирован к рыболову в направлении I (рис. 4), и мушка возникает в поле зрения рыбы в непосредственной близости от неё (рис. 4А), рыбе достаточно сделать лишь небольшое движение, неважно, в сторону или вверх, чтобы схватить мушку, оставаясь практически на месте. Такое событие воспринимается как остановка движения шнура (как зацеп). Если мушка проходит на таком расстоянии от рыбы, что ей приходится сняться с места (рис. 4Б), взять мушку и вернуться на стоянку, то поклёвка выглядит и чувствуется как потяжка (быстрое выпрямление провиса шнура). Если в таком случае за мушкой "сбегает" мелкая рыба, то вместо уверенной потяжки тактильно ощущаются два коротких рывка (рис. 4В). Это происходит так быстро, что возникает мысль: "всё, прозевал!" Дело в том, что мелкой рыбе не хватает сил, чтобы вернуться на место, одним движением вытянув шнур, она тут же делает второй рывок и "зависает" – некоторое время не предпринимает никаких действий, держа мушку во рту (рис. 4Г). Поэтому подсечка, в данном случае кажущаяся запоздалой, чаще всего приносит рыбу.

Если подлесок ориентирован к рыболову в противоположном направлении, то все поклёвки выглядят как остановка движения шнура, а часть их мы, возможно, и не воспринимаем. В положении шнура ровно вниз по течению, когда он уже не движется, поклёвка выглядит как резкое выпрямление провиса шнура и ощущается как рывок.

Рис.4

Заключение

Всплытие личинки насекомого на стадии эмеджера под влиянием пузырька газа или способом активного плавания за счёт работы брюшных мышц, хвостовых плавников, или пары специальных гребных ног – событие закономерное и довольно частое. Это и определяет готовность рыбы схватить всплывающий к поверхности объект, который поблёскивает пузырьками газа (или светоотражающими элементами) и распространяет колебания работающих мышц (или вибрирующих бородок пера).

Применение имитационных моделей нимфух и эмеджеров важно в период массового вылета насекомых данного вида. Однако, как показывает практика, для нимфух это важно не абсолютно, поскольку на течении рыба не всегда успевает разглядеть детали всплывающего объекта и атакует его, будь это хоть имитация, хоть аттрактор соответствующего размера. Самое яркое подтверждение тому – эффективность в такой ловле мушки Orange and Partridge, которую с успехом используют рыболовы в течение веков, хотя она и не является имитацией конкретного вида водного насекомого.

Комментария2
АБМ
АБМ
1234 Новосибирск
29 августа 2016, 13:01
Любая сухая муха после n-ного количества проводок становится нимфухой. Если лень перевязывать можно продолжать ловить.
kvs
kvs
2294 Анапа
29 августа 2016, 13:42
АБМ, Йййес, и совсем неважно, что её пёрышки жёсткие. И ещё многое, что тут написал, неважно. Написал канонически, придерживаясь общепринятых воззрений, но понимание несколько другое. Сейчас готовлю публикацию своего ("еретического") понимания того, почему рыба клюёт "на подъём".