"АРКТИКА - там должен побывать каждый , что бы понять, как хорошо он живет"!
Этот маршрут мы готовили весь год! Нам очень хотелось пройти путем первопроходцев – Ивана Реброва, Семена Дежнева и других отважных моряков, которые в далеком 17 веке открывали эти великолепные места во славу матушки Руси. Да и просто возможность совместить в одном путешествии речную часть с морской была более, чем заманчива. Хоть Индигирка и сама по себе за счет уникального разнообразия рельефа ярко выделяется из сообщества водных артерий нашей страны, но море – есть море. Особенно если это такие суровые арктические моря, как Восточно-Сибирское и Лаптевых.
Основными задачами, которые нам надо было решить на этом маршруте, были:
- заброска. Всю технику надо было забросить в верховья реки Индигирка, а это горная часть Старого Колымского Тракта, скажем так «брошенная дорога», в настоящее время – тупик. Причем, полотно постоянно размывается летними паводками, а некоторые мосты уже не годны для грузовой техники;
- подбор техники и снаряжения. Лодки должны были быть не тяжелые для верховий горных рек и в тоже время быть надежными для морского участка;
- «полная автономка» на морском участке. То есть, отсутствие возможности пополнить запас ГСМ на протяженных (до 900 км) участках. Исходя из этих условий - моторы должны были быть с «максимально умеренным расходом» топлива, а лодки – с возможностью загрузки до 700кг. Завести бензин заранее по зимнику, как мы делали в предыдущих путешествиях, в море не представлялось возможным.
Вопрос заброски мы, перебрав кучу вариантов, в итоге решили банально: укомплектовали в Питере 20-ти тонный контейнер, поставив в него три лодки, моторы, з/части и прочее снаряжение. По железной дороге он дошел до станции Беркакит. Перегрузив его на Камаз, «отчаянно», прорвались к месту стапеля по направлению к Томтору, по тому, что назвать это дорогой – язык не поворачивается. Камаз, застрявший на обратном пути в ручье на неделю, с горем пополам, с разорванным редуктором еле-еле выбрался от туда в цивилизацию.
Во второй проблеме определяющей была лодка компании «Беркут-Марин», они сделали специальную модель для этой экспедиции: Беркут – L Арктика, на базе своей флагманской модели Беркут L-DC, которая прекрасно прошла у нас всю Лену в 2014 году. Беркутовцы увеличили её размеры (5.85м), высоту миделя, и усилили корпус. Вмонтировали бак на 135 литров, новые обводы, стекла, рундучки, подножки, тент удобный и жизнестойкий, две водопомпы. Повесили и обкатали правильно мотор Гольфстрим-90 в Финском заливе. Поставили карплотер Лауренце HOOK-5. При этом вес ее в снаряженном виде они смогли удержать в пределах 600кг. Так, что мы получили шедевр, который стал нам спасением и опорой, а временами и домом на всем маршруте. Беркут уверенно прокладывал путь и во льдах, и в месиве из мусора и топляков, который Индигирка половодьем смыла со всех своих берегов для проверки нашей выносливости, в тоже время абсолютно без проблем он обходил разнообразные косы и завалы, изобилующие в верховьях.
Второй лодкой взяли Ротан-520. Проверенная годами (модели 9 лет уже) и пользователями надувная лодка. Судно, в котором конструкторам удалось совместить лодку и катамаран, вплотную приблизившись к эффекту экранопланов, т.е. движению на грани двух стихий. А главное – она сама легкая, при огромной грузоподъемности (до 1000кг). Легко и компактно собирается при транспортировке. Оборудована отличным тентом Кондор, практически полностью накрывающим внутреннюю часть.
Третьей лодкой изначально планировался РИБ – катамаран от компании Фортис. Но, к сожалению, его изготовление затянулось и нам выдали свой стандартный РИБ-450, сильно разочаровавший нас в пути. Мы, основываясь на нашем предыдущем опыте эксплуатации РИБов, очень сильно надеялись на его мореходность и надежность в море, но лодка явно не доработана производителем. В итоге именно она не выдержав путешествия, явилась причиной выхода группы с маршрута по реке Яна.
Давно развеяв на практике миф о “низком качестве китайской продукции” мы, как и в прежние годы остановились на на линейке моторов Гольфстрим (компания Парсун). На Беркут поставили 90-сильный 2-х тактник, на Ротан поставили рабочую 40-ку 2-х тактную, испытанную в 2015 году на Юдоме. А на Фортис-450 поставили новую разработку в линейке Гольфстрим: 40-сильный 4-х тактный мотор.
Набор и грузоподъемность этих лодок должна была решить проблему автономного перехода по морю. Мы так считали …
Старт из Якутска второго июля на двух машинах: Камаз с контейнером и Делика с людьми. И вот мы уже в верховьях Индигирки! В предгорье Верхоянского хребта. На ее притоке – реке Агаякан. Стапель, три дня напряженной работы, сбор лодок, установка моторов, предварительная обкатка, подгонка и т.д. Приятная и ответственная суета, если учесть, что всё мы делали прямо на реке, в дикой тайге – права на ошибку у нас не было. Каждый болтик на вес золота. Из забавных казусов можно отметить, что в Питере при комплектовании контейнера где-то потерялась одна из сумок Ротана с насосом и ремнабором, а Фортис вообще не позаботился об этих девайсах. Баллоны качали компрессором Камаза. Поиск насоса в Томторе не дал результата, но вдруг неожиданно удачно выручили метереологи, работающие в районе Агаяканского моста. Они нашли в своих закромах старенькую, но надежную “лягушку” и подарили нам.
Наконец встали на воду! И тут началось… Агаякан показал себя сразу за первым же поворотом во всей красе и моще. Скорость течения 12-15 км/час, в стремнинах до 22 км/час – слалом , только успевай , ширина реки 10 – 30 метров. Уровень воды выше среднего и вода продолжала подниматься. Цвет -«черный» - так местные называют грязную паводковую воду, в которой не видно ничего даже на 10-ти сантиметровой глубине.
В первый же день вкусили всё: и в завалы улетели, но выбрались на Беркуте, и винты побили на многочисленных косах и мелях, и потаскали на себе все лодки. Благо, стартовали налегке - до поселка Усть-Нера (ближайшая заправка) надо было пройти всего около 300 км.
Первые дни хода показали отличную управляемость Беркута и минимальную посадку 30см «проползания», что крайне важно для прохода по мелям. Конструкция лодки позволяла «ползти» на работающем моторе по этим мелям – винт на максимальном подъеме трима был выше уровня киля лодки. К тому же, на Беркут, как на головную флагманскую лодку поставили карплотер Lowrance HOOK-5 . Это полный карплотер-эхолот, простой и доступный для любых маломерных судов. Он прекрасно читал реку эхолотом, показывал дно с опережением на несколько метров, что часто было спасительным для мотора и винтов. На допустимых участках удавалось разогнать Беркут до 65 км/час по течению. Экипаж в 2 человека и груза около 350кг. Ротан шел стабильно и уверенно, с минимальной осадкой. Он спокойно пролетал там, где Беркут протаскивался. Местами разгоняясь до 55-60 км/час. Один пилот и с загрузка в районе 400 кг.
Фортис шел тяжело, толи мотор ему был большеват, толи мы не достаточно отрегулировали установку и развесовку. Выход на глиссер с двумя людьми и 300кг груза затрудненный даже на грузовом винте 11 шага. Проблему мы нашли позже – на Фортисе была сделана защита киля из металлической полоски и посажена на саморезы прямо в пластиковый корпус. Ее частично сорвало, разбило посадочные места саморезов и вода пошла во все пустоты корпуса лодки. Причем одно из отверстий под саморезы было просверлено насквозь в носовой рундук и вода туда поступала прямым ходом. Продолжая подгонять и совершенствовать оборудование лодок мы успешно прошли по Агаякану, Сунтару и Кюенте до Индигирки. Почти каждую ночь шел дождь. Вода продолжала подниматься, что с одной стороны было на руку – не было непроходимых порогов и опасных сливов, а с другой стороны по реке поплыли бревна и мусор, снижая скорость передвижения.
Мы потихоньку рыбачили на притоках и чистых ручьях, приноравливались к реке и лодкам. Сильно не спешили, проходя в день не более 60-90 км.
После выхода в Индигирку река стала более полноводной, с глубинами до 12-15 метров, но с ловушками в виде подводных «чемоданов» и выходов скальника.
Заправившись в Усть-Нере, пройдя паспортный контроль, проверку документов и сверку номеров лодок и моторов, прослушав формальную лекцию от местного ГИМСа, мы пошли на знаменитую «Индигирскую трубу». Дождь и ветер не мешал нам увеличить дневной пробег до 200 км. Много снимая, прекраснейшие виды, петли, пороги Индигирки, мы подошли вплотную к трубе, остановившись на пару часов в селении - Предпорожный. Нашли там «знакомого знакомых» и за час разобрали всю трубу на картах, нарисовали подробнейшую лоцию, обсудив каждый поворот, скалу, валы, опасные места и спасительные закутки, а учитывая, что протяженность этого «бешеного каньона» более 100 км, наша настороженность была более чем уместна. Погода испортилась, похолодало до 6 градусов, не прекращался дождь. Группа решила встать на входе в каньон в старом, заброшенном поселке золотодобытчиков и переждать сутки.
Дождавшись более благоприятного прогноза погоды и сухого неба, вышли на трубу. Очень волнительно было и азартно. Мы все наслышаны о её порогах и 2-х метровой волне, о памятниках по берегам и о непроходимых местах. Но подготовка и стабильно работающая техника вселяла уверенность.
Тяжело словами описать ход в Индигирской трубе, но было круто! Наверное только фильм наш сможет передать все в красках . Очень слажено работали штурман в Беркуте - Иван, ведущий и связка со всеми по рациям. Временами удары стоячих волн на порогах были такой силы – только держись! Беркут заливало иногда через носовую утку, но две помпы легко справлялись. Ротан вообще ничего не чувствовал на своих лыжах катамарана. А вот Фортис периодически заливало через корму…
Пролетели на одном дыхании. Особо впечатлил порог «Кривун». Мы прошли его как по нотам! Проход возможен был только в одном варианте, по очень узенькой полосе вдоль правого берега. Остальной поток – жуть! Встали за ним и выдохнули. Адреналин бурлил через край. Ночевали на пару километров ниже этого места в чистейшем левом притоке. Как ни странно, но рыбы там нет. Проспиннинговали зря весь вечер и следующее утро. За ночь вода поднялась на 2 метра и пришлось периодически перевязывать лодки.
Далее, ход уже был более скоростным и стабильным. Хотя, вода продолжала подниматься после недельных дождей, несло много мусора, 20-ти метровые стволы деревьев с огромными корневищами. Это доставляло нам не мало хлопот. В этом режиме наводнения мы проходили по 200-250 км в день. Пересекли Полярный круг. Нашли вымерший от оспы в 19 веке город Зашиверск и отсняли уникальный материал. Перед поселком Хонуу упали обороты 2-х тактник на Ротане, дошли до поселка, переночевав, занялись мотором, как раз пришло время первого ТО у всех моторов. Проблема была тривиальная – топливо в Якутии хоть и по 55 рублей, но качество очень низкое. И, конечно, мы ошиблись – не поставив дополнительных фильтров на Ротан и Фортис. Перебрав весь мотор, поменяв все катушки, блоки, свечи, провода и тд в итоге решение нашли в карбюраторе. Жиклеры забились тончайшими волосками… Вот такая наука. Буквально на следующий день тоже самое случилось и с 40-й четырехтактной.
Благо, у нас были с собой основные з/ч в полном обьеме (катушки, свечи, блоки управления, расходники) и, конечно, наш механик Иван, с огромным опытом в ДВС.
Ход стал более продолжительным, в день уже шли по 5-6 часов, давая отдыхать моторам. Но заметили повышенный расход на 4-х тактном Гольфстриме, он был таким же что и на 2-х тактном – Фортис продолжал перекачивать в себя воду Индигирки и везти этот «дополнительный груз», но мы этого не знали…
Река стала полноводной и спокойной. Пошла рыба с моря . Мы за три дня наловились , нажарили, наварили ее столько , что светились наверное от фосфора.
Даже смогли заготовить бокс 10-ти литровый малосольных пузиков омуля, и полностью засолить метровую нельму. Что очень нам помогало быстро и на ходу поесть вкусных и питательных деликатесов в течении недели. Ловили и на спининг и сетями, благо в этом регионе это разрешенный метод, но с хитрым графиком : можно каждые 5 дней ставить сети через пять дней запрета , для обеспечения прохода рыбы в верховья. Т.е. если разрешено с 10 числа по 15 число и у тебя сеть осталась в воде на ночь на 16 число – ты нарушитель, штраф и конфискация. Но это все условности, рыбу тут ловят всегда и всеми методами, в основном неводами 100- 300 метровыми. Сдавая ценной рыбы десятками тонн за сезон. И спрос на нее растет и радует , что рыбаки уже не за копейки сдают, могут себе позволить и технику хорошую купить и в Китай сьездить отдохнуть зимой.
Вообще о питании можно сказать – оно было у нас очень основательным и продуманным. Во первых у нас был шеф-повар и начпрод Артур , он прекрасно готовит из любого продукта и знает толк в мясе и овощах с Кавказкими обычаями Адыгеи. Обязательным атрибутом у него в каждом путешествии казан и специи !
Мы в основе взяли с собой три коробки сухарей Finn Crisp – отличный и надежный продукт во все наших экспедициях, подходит как вместо хлеба, так и как и к чаю, в гермитичной упаковке и форме ложки-черпалки. Ну а к ним конечно 20кг овощей основных ( картофель, лук,чеснок, морковь) и круппы. Все остальное нам порционно , сколько заслужили и добыли давал Байана – дух тайги и охоты, хозяин природы. Так что с мясом и рыбой у нас не было проблем . Отработанная технология на Лене и Юдоме была успешно использована и в Арктике , мы взяли проверенный продукт – термоса «Арктика». С вечера готовили не только ужин , но и еду на следующий ходовой день , заливая термоса не только кофем и чаем , но и заправляли 3-х литровый термос для вторых блюд, ухой, шулюмом. И прекрасно, состыковав лодки прямо на воде накрывали обалденный стол с первым, вторым и кипятили даже чай на газплите в Беркуте, сплавляясь в процессе обеда. Термоса стабильно держали сутки тепло, не бьються и надежнозакрывающиеся.
Ну и конечно всегда были «быстрые углеводы» под рукой – сникерсы, конфеты.
Помимо термосов очень удобны термокружки, так как на ходу не очень удобно наливать горячее , а термостакан позволяет пить горячее даже при волнении людом прямо на ходу. Иногда в горячий чай добавляли спирт – старый способ геологов Севера от сна , так называемый «чиф».
Что касается быта общего – было три варианта ночлега предусмотрено на маршруте . Ходовой – две палатки быстроустанавливаемые, спальники Новотуровские, столик расладной и стульчики, отдельно бокс с провиантом и бокс с кухней. На установку лагеря уходило 30 минут обычно.
Экстренный – при невозможности причалиться, спали прямо в лодках. В Беркуте 2-3 человека ( быстро снимаются сидения и груз перекладывается в носовую консоль). В Ротане прекрасно спали на мягких баллонах.
Ну и иногда ночевали в избушках, домиках, просто взяв свои спальники и коврики. Открытием сезона стал коврик Tramp, подарили на днюху, сам бы не купил китайскую диковину. Он самонадувающийся до толщины 9!см . Думал на неделю , а он выдержал все 40 дней мои 120 кг…И главное – он не пропускает холод как надувные матрацы, приятно было спать и на воде и почти на льду.
Очень надежна была палатка Новотур новая трехместка , выдерживала ветер до 15м/с и дождь любой, вообще весь экип Новотур достойного уровня, у нас много из их продуктов : тенты, спальники, палатки, гермешки – только положительные отзывы. Из связи у нас конечно был «спутник», так как мы принципиально нигде не регистрируемся и надеемся только на себя и на друзей. Телефон спутниковый Иридиум и переносной спутниковый роутер «GO», отличная вещь обеспечивающая связь с цивилизацией через интернет одновременно до 5 источников. Мы получали сводки, сообщения от родных и близки в онлайн режиме. К тому же в Иридиуме есть портал, который позволял нас вести как по трекингу , все наши перемещения «GO» отражал моментально. Мы так и называли его «Иридиум», и все вскакивали когда поднимал одним движением антенку его и раздавался мяукающий сигнал запуска интернета. А телефоном не разу не воспользовались , так как GO позволяет делать звонки с личного своего мобильного телефона – отличный девайс для путешественников и не дорогой, к тому же можно взять его на прокат. Рации у нас были нашего производителя – Аргут. Это проверенные рации FM-диапазона с водозащитой, тревожной кнопкой и хорошими креплениями на шею или защелку, что нам очень важно было в шторм и непогоду. Рации «Аргут А-54» свою задачу выполнили полностью , из пяти раций ни одна не вышла из строя, обеспечивали стабильную связь на 5-7 км расстоянии, с хорошими батареями, позволяющие заряжаться через день, что для нас очень важно – мы заряжали постоянно на ходу аппаратуру (3 камеры,фотоаппараты и всякую технику).
Да, и конечно сапоги! Без них ни куда на реке и в море ледяном. Мы второй раз взяли ЭВА сапоги фирмы TORVI . Они сохраняли наши ноги в тепле благодаря внутренним чулкам, были легкими, быстросохнущими и надежными. Хотя один сапог Иван все таки порвал в корягах , но потом пришлось переодеться в вайдерсы TORVI и прекрасно дойти до конца в них.
Из техновшеств отмечу мягкие баки компании СуперБак – это канистры 50л и 100л можно сказать из «тряпки» , но они выполняли свою задачу и даже в конце на них постоянно шли и Ротан и Фортис, мы вкрутили в столитровки штуцеры и к мотору.
Канистры позволяли эти заправлять нам более тонну топлива единоразово. А канистра-рюкзак 20 литровые были прекрасным способом перевозки и хранения воды питьевой. Из аптеки у нас был стандартный набор минимальный и у каждого по своим хроническим болячкам и привычкам , в огромных обьемах шел «борик» ( крем Бораплюс) , губная помада гигиеническая и детский крем – кожа не выдерживала . Студент , будучи на опыте даже взял очки горнолыжные , и одевая их на балаклаву шел уверенней и защищенее, не говоря о перчатках, шарфах и шапках. Кто пробовал прокатиться по воде с утра в нулевой температуре , тот поймет эти детали.
На девятнадцатый день мы дошли по Индигирке до последнего большого поселка перед морем – Чокурдаха. Наша крайняя точка по заправке ГСМ и провиантом перед выходом в море. Встретили нас там, как и везде радушно! Много снимали, побывали у промысловиков-рыбаков, в краеведческом музее, помылись в бане. Заправившись тонной бензина и 20 литрами масла, загрузившись что называется «под завязку», поставив грузовые винты мы вышли в направлении моря. Общий вес груза на три лодки составил более 2000 кг – Беркут взял 850кг, при норме 600, в Ротан 700 кг загрузили, а в Фортис более 600 при норме 500кг.
Хоть и с трудом, но мы вышли на глиссер и полетели в наш Ледовитый, навстречу льдам, приключениям и ветрам.
На пути у нас было крайнее поселение Устье Русское, по легенде основанное Новгородцами, бежавшими от Ивана Грозного в 17 веке. Нас радушно встретил глава поселения Сергей, показал и рассказал о выживании на краю земли, практически в полной изоляции. Там до сих пор говор совсем другой и какой-то потерянный “на материке” колорит. Живут они общиной, дружной и крепкой. Один за всех и все за одного. Привозят с охоты мясо, а с рыбалки рыбу на всю общину, расходы и работы все ведут сообща в своем селении. Простые, надежные, веками сложившиеся устои.
На следующий день мы вышли в Восточно-Сибирское море. Впечатления было двоякое: устье Индигирки очень мелкое и мы этого ожидали, но вот что такое «бар» мы узнали и прочувствовали впервые. Конечно хотелось увидеть барную стойку и мулаток, но это было нечто другое. По 5-10 км мелкого побережья с тягучим илом и песком. Временами просто пахали дно или тащили на себе лодки. Два дня выбирались с Гусинной Губы. Назвать это морем не поднималось ничего … Берега - тундровое болото с грязной водой, ни одного кустика или деревца, ветер всегда, светло всегда, холодно всегда … Чем глубже становилось море, тем больше волна, ход тягучий и утомительный. В таком режиме и расход бензина - пугающий. Постепенно вышли на более-менее глубины в 1,5-2 метра, что позволило добавить газа и выйти на глиссер. Следов жизнедеятельности человека - нет. На 4 день зашли на обозначенную на карте избу. Уверенно и точно выли на неё по по Лауренцу. Оказывается, в ней живут искатели мамонтового бивня. Они спокойно ушли в тундру на промысел, оставив все открытым, как и положено на Севере. Утром пришел их коллега и рассказал нам все про эти места. Мы сами ходили по берегу и с любопытством разглядывали многочисленные кости древних животных, окаменелых деревьев и прочие артефакты. Набрав на память в качестве сувениров несколько кусочков всего этого великолепия, пошли на выход с этого моря в следующее – море Лаптевых. Море совершенно другое! Оно чистое, синее, глубокое даже у береговой линии, берега есть и песчаные и галечные и скальные. Эхолот пришлось выключить: от зума определения рыбы – он пищал без перерыва. Из воды сразу повыскакивали котики в приветствиях, полетели утки сотнями, гуси. Но на этом фоне мы увидели льды, впервые и в таком количестве, что ужаснулись. Льды позволили нам пройти мыс и прижаться к берегу дойти до полярной станции. К нашему удивлению она была заброшена. Мы не задерживаясь, продолжали пробиваться вдоль берега среди льдин. Остановившись на ночлег как обычно в ручье, пересчитали остаток бензина. Вывод был печальным – нам всем не дойти до поселка Нижнеянск на нем, поэтому было решено слить весь бензин в Беркут и отправить его за топливом в Нижнеянск. До устья Яны оставалось 270км вдоль берега или 230 напрямик. Беркут шел, пробиваясь 19 часов, обходя льды, попав в шторм перед устьем Яны. Но все обошлось, залив 600л топлива повернул на мыс Святой Нос, где ждали две лодки и три человека команды. Тем временем С-З ветер прибил на наш взгляд весь лед Арктики к побережью, Беркут пробивался вдоль береговой линии в режиме ледокола почти сутки.
Однажды, попробовали для спрямления пути выйти в на 30км море. Воткнулись в сплошные льды. Причем они всё сильнее и сильнее «отжимали» от берега. Пришлось вернуться на исходную точку и пролазить по таким мелям вдоль берега, куда они не могут добраться, сожгли лишних 40 литров бензина.
На подходе к лагерю мы увидели процесс замыкания бухты льдами, но успели пробраться к ребятам в ручей с затащить туда Беркут. Наутро, проснувшись: сколько видел глаз – все было во льдах. Аномальный год – в августе льды не ушли в море. Мы прождали 4(!) дня наш ветер. И вот, наконец, он задул – Восток! И льды пошли также моментально, как и пришли. Береговая линия освободилась за 3-5 часов. Мы решили выходить и идти вдоль берега, максимально срезая углы.
Вышли. Ротан не мог развивать скорость более 30 км/час. Шли, ожидая его, льды уходят – приходит волна. Пересекли Эбиляхскую Губу, встали на ближайшей отмели – смотреть мотор. Вышла из строя катушка зажигания. Заменили – поехали. Точнее потащились опять вдоль берега среди льдов. Сначала опасались за «резинки» - и Ротан и Фортис на баллонах, но постепенно осмелев вышли на полный газ, уверенно огибая льдины. К вечеру поднялась волна, усилился встречный ветер – идти даже не на глиссере стало не возможным. Берега не видно, но по карплотеру уверенно вышли в намеченную точку. Везде бар. Нашли песчаный остров и спрятали за него лодки. Так и заночевали, сидя в Беркуте все вместе: подняли тент, зажгли газовую плитку и кемарили полусидя. Наутро, увидели, что вместе со сменившимся ветром ушла и вода. Метров 50 тащили лодки на руках к воде. Ещё на суше, подняли Фортис и ужаснулись – из него по отверстиям от саморезов ручейками текла вода. Пришлось заделывать. Вышли поздно. Весь день шли с переменным успехом, опять заканчивался бензин, так как Фортис вез все время воды 100-150 кг, которая попадала через шурупные отверстия в полую часть судна. Сделав крюк в 50 км зашли в поселок Юкагир. Нашли там 160 литров бензина (компания Саханефтегаз сейчас практикует торговлю в 40-литровых канистрах. Очень удобно. В селения и наслеги завозят по зимнику). Дорого (75р/л) но других вариантов нет и мы были рады такому подарку судьбы. Льды уходили и ход был классным, шли 45-50 км/час. Обойдя страшную Ванькину Губу и Макаров остров вышли на прямую до устья Яны. Ветер утих, выглянуло солнышко … Штурман (дежурил Артур у карт) предложил мне пойти напрямую от Шевлонских островов в Янский залив, но что-то меня остановило, и я инстинктивно взял курс в 2-3 км от берега, хотя подмывало, конечно, дернуть напрямки оставшиеся 65км. Вокруг вообще штиль, как на озере, на полном ходу можно говорить в полголоса – тишина …
Краем глаза увидел вспышку впереди справа, и черный горизонт. Дальше все развивалось как в фильмах-катастрофах. Дождь сначала окатил как прорвавшая труба. Ветер усилился, подняв волну, высота которой стала нарастать прям на глазах. Идем к берегу максимально возможным ходом. И тут, на скорости 55 км/час – удар ветра в правый борт такой силы, что Беркут срывает с глиссера и мотор начинает реветь в воздухе, я успеваю сбросить газ и уткнуться в воду. Жутко. Все развивается крайне быстро. Черная стена волн пришла через 2 минуты. Сначала «стиральная доска» с полуметровых волн, и за ними накат 2-3 метровых. Реальный шторм. Я уже уткой ныряю в волну, черпаю, страшно. Ротану и Фортису не легче, но они уверенно идут в моем кильватере, сосредоточенно и напряженно пытаясь держать тот же курс и скорость. В эфире тишина – все все поняли…
И тут рев рации – Химик на Фортисе что-то хочет сообщить, но ужасный ветер не дает расслышать его слова. Спрашиваем: «Тебе помощь нужна?» Ответ: «ДА!» Оборачиваюсь – Химик идет на 90 градусов от нашего курса. Возвращаюсь к борьбе с волной. Оборачиваюсь через минуту – Химика нет, его не видно вообще среди волн. Резкий разворот, даю газа на гребне, выхожу на полуглиссер. Лечу к Химику подобрать, что осталось от него, тревога забивает все остальные чувства… Вижу. Его молотит в волнах, пол лодки воды, но на плаву. Он пытается бороться с управлением, крутя руль во все стороны. Тчетно. Оборвало тросы управления! Даю команду «Чалку мне. На буксир!». У нас только одна попытка. Оба максимально собраны и готовы. Получается как в кино – с первого раза попасть ему в меня концом веревки; Иван вяжет моментально к Беркуту; я, разворачиваюсь и беру курс вдоль берега на постепенное сближение с сушей. Прями идти не даёт волна. Волны уже «треугольные», срывающиеся, весь Беркут ложится на волну, иду галсами, все равно заливает. Молюсь.
Считаю метры глубины... Будем выбрасываться на берег, на любой, только дойти бы. Глубина 3м. Уже лучше. 2 метра. 1,5 метра. Даю полный газ и поднимаю трим – буду идти, чтобы не «замолотило» волной до упора в берег. Виден песок. Волна разбивается о берег. Иду до упора, мотор пашет песок. Вылетаю на пузо, ребята прыгают в воду по грудь, волна сбивает. Ротан так же вылетает на полном ходу на берег. Удержать все три лодки не хватает сил. Фортис максимально вытаскиваем и бросаем. Все налегли на Беркут – вытаскиваем сколько можем. Потом весь Ротан вытаскиваем на сушу, все вещи в него с Беркута, вроде встали, волна бьет, но терпимо. Все мокрые. Ветер такой силы, что на берегу сносит с ног. Температура у нуля. Чтобы не замерзнуть – таскаем и держим Беркут. Фортис надежно прибило метрах в десяти и волна заливает его через край, но это ничего не меняет. Клеммы аккумулятора на нем откинуты, а мотор надежно укрыт колпаком. Все силы брошены на удержание против волны Беркута. Проходит час такой борьбы. Мы не на коренном берегу, а на косе. Вода все прибывает и прибывает, коса может вся скрыться и нас опять выбросит на глубину. Остается 10-15 см уровня песка. Все крайне замерзли. Достаю спирт с НЗ – всем разливаю из фляжки по очереди по 50гр. Разворачиваем Беркут носом в берег, максимально вытаскиваем его на сушу. Держимся. Решаем рискнуть и поставить тент на Беркуте. Получается в быстро и слаженно. Не сорвало. Укрепили тент, по очереди, по двое, залезли в него, переоделись в сухое из гермомешков, зажгли газ. плитку, просушили сапоги – оживаем! Залезли все в Беркут – ляпота, жизнь настраивается. Каждые 30-40 минут все выпрыгиваем и тащим Беркут выше. Запас пресной воды – 1,5 литров. Очень хочется пить, но цедим по капельке…не известно, когда это закончится. Ветер чуть стихает, к 7 часам утра появляется светлая полоса на востоке. Даже получилось сидя поспать по часу всем. Хрустим сухарями, думаем о хорошем.
Вода уходит – бегом тащить лодки с водой. Шторм заканчивается – радостно. Из последних сил спускаем лодки. Фортис сливаем, оказывается, у него не тросы оборвало, а разбило итальянский рулевой редуктор – мотор не управляем. Делаем из ремней тяги, пытаемся выйти в море, волна небольшая. Фортис всё равно не управляем. Выход один – на буксир к Беркуту . В Беркуте 4 человека и груз – тащимся по волне 8-9 км/час. До устья Яны 26 км. Нам не хватило вчера всего полчаса … Бензина в таком режиме должно хватить до устья. Идем 3 часа. Последняя губа – открытое море надо пройти. Рискуем.
Видим вдалеке большое судно и идем к нему. О чудо ! В устье реки Яна работал земснаряд, углублял фарватер . Капитан, Николай Иванович, принял как своих – поднял Фортис на борт краном. И тогда мы увидели самое страшное в нем – огромную трещину и дыру в кормовой части днища … Делать нечего – оставляем его на борту земснаряда и идем на двух лодках вверх по реке Яна в поселок Нижнеянск около 40 км.
Долетели на подъеме за час! Нас приняли и устроили в администрации, спасибо добрым людям. Поели, выпили пятилитровку воды, упали спать.
Утром нашли в поселке редуктор, разрешили остальные вопросы и пошли опять в море за Фортисом. Поставили редуктор, попытались поставить временную латку из эпоксидки. Её количества хватает только на временные меры. Для дальнейшего движения судно не готово. Пригнали Фортис в поселок. Долго решали обсуждали дальнейшие действия. Сводка погоды на ближайшие две недели плохая. Ветер до 15 м/с. Времени ждать улучшения – нет. Решаем завершить экспедицию тут, в Нижнеянске. Совсем чуть-чуть не дотянули до Тикси, а там уже и знакомый нам по позапрошлому году путь до Якутска. Но в этот раз – не судьба.
Вот такие моменты были в нашем путешествии. Далее – все в штатном режиме, дошли по Яне до Усть-Куйги, переехали уазиком в Депутатский и самолетом в Якутск. Прошли более 4000км.
Резюмируя, можно сказать :
- Инженеров Фортиса надо публично повесить на Сенатской площади.
А нашим производителям догонять Китайцев.
- Все расчеты сделанные заранее на суше – около-научны, у моря свои графики и схемы и ходить на скорлупках менее 6 метров – опасная лотерея.
- Разбушлат – Орлы! Настоящей команде любое море по колено.
- Все свободны условно. Кто попробовал это – уже не станет ездить на велосипеди по дорожкам, а будет искать неведомые …
- А облака там всё так же прекрасны… И небо близкое и люди настоящие!
P.S. Спасибо судьбе, что дала мне достойных друзей, надежных партнеров и такие незабываемые приключения !
Подробный отет на сайте группы
www.razbushlat.com
.
Из тысячи фотографий и миллиона наших впечатлений мы сделали его!http://www.razbushlat.com/arktika-2016