Полный авторский вариант.
Да, речь опять пойдёт о «безмотылке». Хотя сказано на тему безнасадочной ловли немало, хочется как-то обобщить и упорядочить разрозненные сведения об этом интереснейшем спортивном виде ловли, чтобы не отпугнуть кажущейся сложностью новичков, желающих приобщиться к ловле рыбы без «мяса» на крючке.
Так что же такое безмотыльная мормышка?
В своём наиболее простом виде «безмотылка» по сути та же насадочная, то есть обычная, мормышка, но с «голым» крючком. Хотя чаще всего на крючке всё же имеется некоторая нехитрая «бижутерия» в виде бисера, кембрика, силиконовых шариков или их сочетаний. Подбор этих самых сочетаний – дело весьма интересное и творческое, на разных водоёмах рабочие варианты часто разительно отличаются. Но есть мормышки, априори не требующие никаких дополнительных украшений, например, всем известные «чёртик», «микробалда» и «коза». С них и следует начать знакомство с «безмотылкой» новичку.
«Чёртик»
Безусловно, «чёртик» одна из самых распространённых безнасадочных мормышек и к тому же наиболее универсальная. Поистине, нет такого водоёма, где бы «чёрт» оказался не у дел. Единственный нюанс – на каждом водоёме есть свой любимый представитель семейства «чертячьих», размер, цвет и форма которого местному рыбьему населению особенно по вкусу. Но в подавляющем большинстве случаев работает классическая форма в виде перевёрнутой чёрной капли, с размером «тела» 8-10мм и диаметром до 3-4мм в утолщённой части. Это универсальный вариант: окунь, лещ и крупная плотва не обходит такую мормышку стороной, поэтому крючки должны быть, что называется, по рыбе, от №20 до №14. Конечно, с минимизацией размера количество поклёвок возрастает, но, в основном, за счёт мелких экземпляров.
Когда-то я начинал освоение безнасадочной ловли именно с «чёртика». Анимация этой мормышки довольно проста – нужно равномерно, я бы сказал, монотонно, играть «чёртиком», изображая движением удильника некую воображаемую «пилу», расположенную вертикально. «Чертить» виртуальные зубья несложно, главное – не сбиваться с ритма. Поклёвки, как правило, случаются во время подъёма, но нередко следуют и на опускании, поэтому важно не терять контроль над приманкой и не снижать качество игры. Если сбились, лучше начать сначала… Уловы в пик популярности «чёртика» были просто фантастическими на фоне остальных классических мормышек. Именно из «чертёжников», как мне думается, возникла каста безмотыльщиков, не признающих ловли на животные насадки.
К «чёртику» испытывает интерес любая рыба, от мирной до хищной. Нередко им соблазняется щука и судак, но, безусловно, «целевая аудитория» - белая рыба семейства карповых, в первую очередь лещ и плотва.
Именно на плотве много лет назад я оттачивал навык ловли на «чёртика». Паял «нечисть» самостоятельно из самых малых крючков, №2,5 по отечественной нумерации (импортные крючки в те годы были редкостью), получались весьма неплохие экземпляры и ловили они отменно.
Однажды в марте мы с товарищем решили половить на реке Салде в районе впадающей в неё речушки Ильинки. Лёд к тому времени достиг метровой толщины, и подлёдная жизнь еле теплилась – по крайней мере многочисленные лещатники-поплавочники и такие же поплавочники-плотвишники явно скучали. Оглядевшись по сторонам, мы решили подойти поближе к устью Ильинки, глубина там была около метра, а самое главное, здесь было много недавно пробуренных бесхозных лунок. А поскольку погода стояла тёплая, лунки не замёрзли. Быстро размотали удочки с лёгкими оловянно-свинцовыми «чёртиками» и началось! Плотва брала на каждой проводке, уверенно и жадно, пустых поклёвок практически не было. Увлёкшись беготнёй по лункам, мы и не заметили, как наши рыболовные ящики заполнились под завязку. С той поры именно на малых глубинах до полутора метров этот миниатюрный вариант «чёртика» неоднократно выручал меня, казалось бы, в полнейшее бесклёвье. Правда, при сопутствующих поклёвках подлещика часто случались досадные сходы, поэтому крючки вскоре были увеличены до №3 (примерно соответствует современному №16), в итоге получился универсальный вариант, которым пользуюсь и сейчас. Отличительной «фишкой» моих самодельных «чертей» является «поясок» из красной капроновой или шерстяной нити, завязанный вокруг цевья тройничка вплотную к телу мормышки.
Раз уж речь зашла о подлещике и его «старшем брате» - леще, нельзя не сказать об одной особенности. Именно лещ предпочитает «чёрта» вытянутой удлинённой формы. Отношение диаметра к длине «тела» мормышки при этом составляет 1 к 8 или 10. Игра таким «чёртом» более медленная и плавная, чем его классическим вариантом. Зачастую лещ попадается при обычном плавном подъёме или опускании мормышки, выглядит это, как лёгкая придержка или «ложное дно». Неоднократно у меня случались поклёвки леща на полностью неподвижного лежащего на дне «чёртика», а это определённо говорит о том, что данная мормышка не настораживает рыбу, напоминая какую-то водяную живность. Впрочем, гораздо чаще лещ берёт неподвижную «микробалду»…
«Микробалда»
Это вторая после «чёрта» по популярности мормышка, гениальная по своей простоте. Отлично помню, как она появилась в моём рыболовном арсенале. В середине восьмидесятых годов в одном из рыболовных журналов мне попалась на глаза заметка о приманке с оригинальным названием «балда», состоящей из свинцового тела-столбика длиной 30мм и диаметром до 8мм в утолщённой нижней части и пары крупных крючков, висевших по бокам на петле из лески. В той статье рассказывалось об успешной апробации «балды» при ловле окуня. Чем-то мне эта забавная штуковина приглянулась. Но я решил несколько видоизменить первоначальный вариант «балды», переориентировав её на ловлю мирной рыбы, для чего радикально уменьшил размеры, сохранив первоначальные пропорции. В итоге длина «тела»-грузика была уменьшена до 8-10мм, а диаметр – до 2-3мм. Лёгкая конусность с закруглёнными торцами осталась неизменной, хотя позднее я поэкспериментировал с формой тела «микробалды», сделав вывод, что она может быть практически любой, от шара до усечённой пирамиды с плоскими торцами – все варианты рабочие, главное подобрать нужное гармоничное соотношение тела и крючков, а также правильную анимацию. Общее правило – более «шарообразные» варианты (и близкие к ним по конфигурации) требуют активной игры, а для удлинённых зачастую достаточно простого подъёма и опускания.
Именно на медленном подъёме мне довелось однажды очень успешно ловить подлещика на «микробалду» много лет назад. Февраль, глухозимье, метель, Исинское водохранилище. Я, сидя в палатке на прикормленном месте, пытаюсь что-то поймать. Не клюёт… Устав смотреть на неподвижные поплавки, решаю сменить тактику. Покопавшись в заветной коробочке, привязываю на одну из удочек «чёрта» и начинаю играть. Никакого эффекта! Сменив «чёртика» на «микробалду», опускаю её в лунку. Выдержав паузу, начинаю «пилить». Безрезультатно. Тогда просто медленно веду приманку от дна без всякой игры, и вскоре вижу уверенный загиб. Подсечка – есть! Чувствую приятную тяжесть… После недолгой борьбы завожу в лунку и подхватываю под жабры первого подлещика. Таким образом мне удалось «уговорить» несколько неплохих экземпляров и уйти от намечающегося нуля.
«Микробалда» - приманка донная, лучше всего работает, играя в придонном слое или просто лёжа на дне: именно на неё было поймано немало лещей во время обеденного перерыва, когда при случайном взгляде на выпрямившийся кивок приходилось срочно бросать кружку с чаем и хватать удильник. Причём крючки-то абсолютно голые! Впрочем, иногда можно подсадить бисер, кембрик или силиконовый шарик – хуже не будет.
Но, в отличие от «чёрта», у «микробалды» есть досадная особенность – она работает далеко не на всех водоёмах. Например, на досконально изученном Нижнетагильском городском пруду мне так и не удалось на неё что-нибудь поймать.
«Коза»
Эта мормышка появилась у меня очень давно, практически одновременно с «чёртом», где-то в начале восьмидесятых годов прошлого столетия. Произошло это спонтанно. В те годы я увлекался самостоятельным изготовлением мормышек, особенно дефицитных «чертей», о чём вскоре прознали многочисленные знакомые рыболовы. В итоге посыпались просьбы спаять «пару-тройку мормышек». Я не отказывал, но хорошие правильные крючки тогда были в страшном дефиците, приходилось экономить… Подумалось, а не попробовать ли паять двухкрючковых «чертей»? Так и появились «козы» разных конфигураций и с разной подвеской, от вертикальной до наклонной и горизонтальной. После ряда экспериментов на рыбалке неудачные варианты отфильтровались, остались только стопроцентно рабочие.
Итак, что же представляет собой «коза»? Говоря упрощённо, это мормышка с двумя крючками, расположенными под углом от 120 до 60 градусов, с вольфрамовым или оловянно-свинцовым телом, как правило, окрашенным в чёрный или тёмно-зелёный цвет. Хотя в последнее время я экспериментирую с различными вариантами окраски, практически все они рабочие. А миниатюрная вольфрамовая «козочка» весом 0,3г. с крючками №16 и белыми глазками - одна из любимых моих мормышек. Хотя крупные «козы» тоже в ходу, особенно при охоте на хищника.
Тело «козы» имеет коническую или плоскоовальную форму, с лёгким изгибом к крючку. Подвеска чаще всего вертикальная или под углом, через отверстие в теле мормышки или колечко, а смещая отверстие к крючку, получаем всё более горизонтальную подвеску, но всё ж угол между телом «козы» и леской должен быть чуть больше 90 градусов. При таком почти горизонтальном расположении «коза» совершает дополнительные рыскающие колебания во время проводки, напоминающие движения балансира, что зачастую положительно сказывается на клёве. Придав мормышке плоскоовальную форму, получим так называемую «планирующую козу», неотразимую для окуня.
По поводу оснащения крючков дополнительными элементами в виде бисера или отрезков разноцветного кембрика, особенно в зимнее время, нет единого мнения, но я считаю так: если крючки крупнее №16, то такие «украшения» целесообразны, так как в некоторой степени скрадывают размер крючка, во всех остальных случаях это лишнее. В последние годы я преимущественно ловлю именно на неоснащённую «козу», а точнее, тандем из двух «коз», расположенных в 25-40см одна от другой. Такая компоновка обеспечивает быстрое погружение оснастки при переходе на другую лунку при небольших габаритах самой мормышки. К тому же, на мой взгляд, игра тандема из «коз» намного интереснее и разнообразнее, чем игра одиночной приманки: можно использовать различные варианты проводки, от постукивания по дну нижней мормышкой и свободного парения верхней, до погони нижней «козы» за верхней при проводке от дна. При проводке тандема из мормышек они как бы входят в резонанс и в итоге дают неповторимую игру, привлекательную для многих видов рыб. Вообще, ловля на тандем – это отдельная интереснейшая тема и здесь огромный простор для творчества: можно пробовать разные сочетания приманок, комбинируя их по размеру, цвету и типу.
При использовании тандема из «коз» очень хороший эффект даёт такой приём. На дно опускаются обе мормышки, после чего начинаем поднимать верхнюю «козу» с медленными размашистыми колебаниями. После того, как петля из лески между мормышками будет выбрана (это хорошо видно по изменению положения кивка), характер игры меняется, становясь более частым и «дёрганым». Зачастую именно в момент отрыва от дна нижней козы происходит поклёвка, причём в равной степени на верхнюю или нижнюю мормышку.
В последнее время появились неплохие «козы» в магазинах, часто они выполнены из вольфрама, но самодельные, паяные по старинке из свинцово-оловянного припоя, ловят не хуже, а зачастую лучше. Хотя, по моему глубокому убеждению, сама мормышка вторична, а первична её анимация. Важно почувствовать «безмотылку», понаблюдать, как она «играет» (можно в ванне или глубокой таре с водой, да хотя бы в пятилитровой пластиковой бутыли).
По моему глубокому убеждению, именно с вышеперечисленных мормышек следует начинать приобщение к «безмотылке» новичкам в этом виде рыбалки: данные мормышки не требуют изощрённой высокочастотной игры и сверхтонкой настройки кивка, допускают некоторые огрехи в анимации, что неизбежно на этапе освоения безнасадочной ловли.
Вкратце упомяну о других безмотыльных мормышках. Главное их отличие от перечисленных выше в том, что все они – однокрючковые.
«Нимфа».
Это собирательное название мормышек-«безмотылок», основной признак которых заключается в наличии только одного крючка, к тому же обязательно украшенного бисером, кембриком и пайетками в различных сочетаниях. Именно эти украшения своим движением при анимации мормышки провоцируют поклёвку, создавая ощущение живого дышащего существа.
Ловля на «нимфу» сложнее в техническом плане – именно здесь требуется виртуозная малоамплитудная игра с высокой частотой задаваемых мормышке колебаний, которая доходит до 250-300 в минуту. Прообразом «нимф» стали обычные насадочные мормышки, которые чей-то пытливый ум догадался превратить в безнасадочные простым увеличением частоты колебаний. И только потом начались эксперименты с добавлением отрезков кембрика на крючок…
На самом деле подсадки для «безмотылки» в ряде случаев действительно являются лишними, а в других – просто незаменимы. Имеющие самостоятельную «игру» мормышки, например, «уралки» и «муравьи», как правило, в подсадках не нуждаются, но только при одном немаловажном условии. Таким условием будет приближенная к естественному кормовому объекту форма, размер и цвет приманки, характерная «игра», напоминающая движения живого организма и наличие большого количества кормовых объектов, движения которых имитирует мормышка. Кроме того, должно быть наличие достаточного количества рыбы в водоеме, для которой такие «объекты» являются основной кормовой базой. Но в большинстве случаев начинающему безмотыльщику гораздо проще привлечь рыбу игрой оснащённой «бижутерией» мормышки, создающей акустические шумы и дополнительные волновые колебания. Главное условие успеха – все эти элементы должны двигаться.
«Нимфы» могут иметь разную форму и размер, но в основном всё сводится к трём разновидностям:
1. "Уралка" – имеет форму в виде чуть изогнутой перевёрнутой капли, может иметь разный размер и вес, разную окраску (или не иметь её вовсе).
2. «Муравей» - небольшая мормышка с одним крючком и сегментированным телом из двух-трёх шарообразных или овальных элементов, соединённых встык и напоминающая лесного муравья. Размер тельца, как правило, небольшой – от 5мм до 8мм. Хотя в моём арсенале есть и лещовые муравьи огромного размера, до 15мм в длину и с крючками до №8.
3. «Дрейссена» - довольно интересная мормышка, напоминает маленькую ракушку (собственно, дрейссену) – любимую пищу леща и крупной плотвы, но эффект даёт только там, где есть колонии этих ракушек.
Конечно, есть и другие «нимфы» разной, порой диковинной, формы, тут абсолютный простор для творчества и применения рыбацкой смекалки.
Удильник.
Для ловли на безмотыльную мормышку необходим удобный удильник, являющийся как бы продолжением руки рыболова. Как он должен выглядеть? Да по-разному! Зависит это от личных предпочтений: кто-то предпочитает короткие спортивные «балалайки» или миниатюрные «щербаковки», кто-то наоборот – длинные телескопические или штекерные удильники, напоминающие летние бортовые удочки. Кто-то ловит стоя, кто-то сидя на ящике или на корточках, кто-то с колен, поэтому для каждого способа оптимально подходят абсолютно разные удильники. Но самое главное – все они ловят.
Я предпочитаю финские удильники с интегрированной катушкой большого диаметра, от 70мм до 90мм, прекрасно сбалансированные, надёжные и удобные. «Маятниковый» хват позволяет не обращать внимания на довольно приличный вес такого удильника, а игра им действительно чем-то напоминает движение маятника настенных часов. Удочки ТЕНО, по моему мнению, наиболее универсальны и сочетают в себе достоинства длинных и коротких удильников, являясь неким компромиссом. Ещё ни разу за много лет ни одна из финских удочек меня не подвела.
Кивок.
Это, пожалуй, наиболее ответственный и важный элемент оснастки безмотыльной удочки – именно от кивка зависит правильная подача мормышки. Ведь на крючке нет ничего съедобного, всё, чем мы можем привлечь рыбу – игра. Я пользуюсь достаточно длинными, до 250мм, кивками из бериллиевой бронзы или нержавеющей стали, одноконусными или двухконусными, позволяющими быстро менять длину и, в определённых пределах, грузоподъёмность. Кивки оснащены рессорой из стальной часовой пружины, защищающей от излишнего перегиба при подсечке и придающей дополнительную упругость для создания высокочастотной игры. В то же время, благодаря низкому модулю упругости бронзы, игра при полностью выдвинутом кивке получается очень мягкой и плавной, а главное – стабильной, без сбоев ритма. Впрочем, с успехом можно использовать кивки из других материалов, например, карбона или лавсана. Кивок должен обеспечивать свободное скольжение лески, ни в коем случае не пережимая её, поэтому качественные пропускные колечки обязательны. Для коротких кивков, с длиной рабочей части до 150мм, вполне достаточно одного концевого кольца, а для длинных, с рабочей частью до 250мм, одно или два промежуточных поддерживающих колечка не будут лишними. Хотя при маятниковом хвате удильника кивком вниз наличие поддерживающих колец необязательно даже на достаточно длинном кивке. В качестве поддерживающих колец неплохо подходит бисер – его гладкая и твёрдая поверхность идеальна для прохождения лески.
Приёмы игры.
Как уже неоднократно говорилось, не существует единственно правильной проводки, что называется, на все случаи жизни, но есть базовые приемы, на основании которых каждый рыболов строит свою индивидуальную игру. Базовые проводки – это всего лишь набор движений, из которых складывается характерная игра приманкой. Но, с другой стороны, овладев основными приёмами, можно неплохо ловить, а с течением времени и наработкой опыта вырабатывать свой почерк, комбинируя между собой классические проводки и привнося в них что-то новое.
Ступенчатая проводка - одна из самых распространенных проводок, одинаково хорошо подходящая для ловли всех видов рыб. Смысл её заключается в том, чтобы равномерными поступательными движениями поднимать мормышку вверх, при этом высота виртуальных ступенек составляет от нескольких миллиметров до пары-тройки сантиметров, в зависимости от длины и упругости применяемого кивка, размера мормышки, а также вида рыбы, которую собираемся ловить. У этого вида проводки есть множество вариантов, так или иначе влияющие на движения приманки. Так, если кивок, что называется, «правильный», каждый шаг мормышки можно сопровождать небольшой паузой, с четкой остановкой на каждой ступеньке. Пауза должна быть совсем короткой, просто обозначающей ту самую ступеньку.
«Пила» – это та самая проводка, по которой безошибочно узнают «чертятников», то есть рыболовов, ловящих на «чёртика». Эта проводка сильно напоминает ступенчатую, только ступени воображаемой лестницы расположены горизонтально. Игра приманкой представляет собой медленный подъём или опускание с возвратно-поступательными движениями «от себя – к себе», их частота, амплитуда и скорость подъёма варьируются в широких пределах. Удочку при такой проводке удобнее держать карандашным или так называемым «обратным» хватом, то есть так, как мы удерживали бы мелок, ставя точки на воображаемой школьной доске. Кстати, при таком положении удильника рука практически не устаёт, колебания приманки получаются очень стабильные и естественные, что чрезвычайно нравится лещу.
Тряска – размашистые движения вверх-вниз с большой амплитудой, при этом горизонт ловли, как правило, придонный. Эта проводка создаёт сильные колебания в воде, привлекая рыбу с дальних рубежей и заставляя подойти поближе к возмутителю спокойствия. Не раз замечал, что при полном бесклёвье такая беспардонная игра способна расшевелить сонную рыбу и спровоцировать хватку. Но злоупотреблять тряской всё же не следует.
Дриблинг – разновидность той же тряски, только более упорядоченная и строгая. Выполняется с довольно высокой частотой и монотонностью, чаще всего в непосредственной близости от дна и практически на одном месте. Но если тряска применяется для разогрева и только в комбинации с другими видами проводок, то дриблинг вполне самодостаточен.
Равномерный подъём – здесь главная сложность плавно оторвать приманку от дна и не допустить паразитных колебаний кивка в этот момент. Делается это очень осторожно, таким образом, чтобы скорость отрыва мормышки от дна была точно такой же, как и последующий подъём. В принципе, этого можно и не добиваться – поклевки все равно будут, но именно при плавном отрыве мормышка ведет себя в воде более естественно.
Опускание – часто поклёвки происходят при медленном опускании мормышки на дно. Этот приём требует аккуратности и не терпит спешки, именно с опускания лучше всего начинать облавливать новую лунку. Для рыбы приманка, медленно опускающаяся ко дну с поверхности, выглядит наиболее естественно. Часто хватка происходит в средних слоях и выглядит, как зависание мормышки, ложное дно. Подсечка при этом должна следовать незамедлительно.
Дрожь – выполняется при равномерном подъёме или опускании мормышки, при этом по хлыстику производится ритмичное постукивание пальцем, с частотой один-два удара в секунду. Иногда – реже или чаще. Главное, чтобы ритм ударов не менялся хаотично. При этом мормышка как бы испуганно вздрагивает, что порой безотказно действует на рыбу.
Маятниковая проводка – со стороны эта проводка выглядит, как размешивание сахара в стакане с чаем, только в качестве ложки – удильник, опущенный хлыстиком вниз и удерживаемый карандашным хватом. Движения при этом медленные и размеренные.
Есть и второй вариант маятниковой проводки – когда удильник просто покачивается, как маятник у настенных часов в таком же вертикальном положении.
Колебания кивка в этом случае будут строго в горизонтальной плоскости, правда, негативным моментом такой проводки является то, что в таком режиме очень трудно заметить поклевку.
Спортивная проводка – заключается в использовании пальцев свободной от удержания удильника руки для стабилизации игры мормышкой и ограничения её амплитуды. Хлыстик заводится между растопыренных двух пальцев и совершает быстрые движения от одного к другому, ударяя по пальцам, при этом расстояние между ними служит для регулирования частоты и амплитуды игры. Благодаря этому приёму можно добиться большого количества колебаний, до 350 в минуту, при этом игра получается очень стабильная. Перемещение приманки также задаётся второй рукой.
Рассмотренные выше базовые проводки хорошо работают сами по себе, но наибольшего эффекта можно достичь, комбинируя их между собой в зависимости от ситуации на рыбалке. В этом состоит настоящее рыболовное мастерство – творчески подойти к игре мормышкой, разловить молчавшую доселе лунку и спровоцировать даже неактивную рыбу на поклёвку. Так, если создалось впечатление, что кто-то чуть задел приманку при медленной игре, но контакт был очень слабым и нерешительным, рыбу можно слегка подразнить, проведя после медленной размеренной проводки серию любых быстрых и высокочастотных. Обычно сразу после быстрой серии, на первой же медленной проводке следует уверенная поклёвка. Вообще, очень полезно играть на контрастах, чередуя проводки, не давая рыбе «скучать».
Серии проводок при поиске рыбы не должны быть многочисленными. К примеру, первых пять проводок проводим быстро, затем пять медленных. Если рыба никак себя не проявляет, переходим на другую лунку и начинаем то же самое, но уже в другом темпе.
Проводки необходимо варьировать по высоте. Первую серию проводок делаем вблизи самого дна, поднимая мормышку на 20-30 см. Если поклёвок нет, поднимаем приманку повыше, на полметра. И так далее, докуда позволяет рост.
Эпилог.
Вот вкратце то, что я хотел рассказать о безмотыльной ловле. Конечно, эта тема неисчерпаема, но нужно понять одно – в ловле без насадки нет ничего архисложного. Такая ловля доступна каждому, было бы желание и терпение в её освоении. И тогда результат не заставит себя ждать, а от «мяса» можно будет смело отказаться в пользу рыбы! Причём буквально.